Личные инструменты
Поделиться ссылкой:
 
Реклама:

Жаров, Михаил Иванович

Материал из Все о кино

Перейти к: навигация, поиск
Михаил Жаров

Фото
Почтовая марка 2001 года
Имя при рождении
Михаил Иванович Жаров
Дата рождения
Дата смерти
Место смерти
Москва, СССР
Гражданство
СССР
Профессия
Актёр

Михаил Иванович Жаров (15 (27) октября 1900 (по другим сведениям 1899), Москва15 декабря 1981, там же) - русский советский актёр театра и кино, народный артист СССР (1949). Государственная премия СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1974).

Содержание

Творческая биография

С 1913 — ученик наборщика в типографии, с 1915 — администратор и помощник режиссёра в труппе Оперного театра Зимина. В 1920 окончил студию при театре ХПСРО (Художественно-просветительного Союза рабочих организаций). В 1920 — актёр Первого передвижного фронтового театра, в 1921 — Рогожско-Симоновского театра им. Сафонова, в 1921—1925 — Театра Мейерхольда. В 1926—1927 и в 1929 — Бакинского рабочего театра, в 1928 — Казанского Большого драматического театра, в 1930 —Реалистического театра, в 1931—1938 — Московского Камерного театра. С 1938 — актёр академического Малого театра.

Театральные роли

Дебютировал в театре ХПСРО ролью Шута в комедии Шекспира «Виндзорские проказницы» (1918). Отработав сезон в театре им. Сафонова и поступив к Мейерхольду, с успехом играл у него эпизодические острохарактерные роли: мадам Брандахлыстову («Смерть Тарелкина», 1921), секретаря («Учитель Бубус», 1925), денщика («Мандат», 1925). Актёр был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя почувствовал все же, когда, уйдя от Мейерхольда, увлекающегося эксцентрикой, стал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях. Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет: нелепый домоуправ («Зойкина квартира», 1927), балагур Васька Окорок («Бронепоезд 14-69», 1927), демобилизованный буденновец («Первая Конная», 1929), грубоватый матрос Алексей («Оптимистическая трагедия», 1933). Наиболее полно раскрылось актёрское дарование Жарова в Малый театр, где он играл в основном роли классического репертуара: Мурзавецкий («Волки и овцы», 1941), внушительный Городничий («Ревизор», 1946), неуемный Прохор («Васса Железнова», 1952), пьяница Иннокентий («Сердце не камень», 1954), злобный, невежественный Дикой («Гроза», 1962).

Киногерои

В кино Жаров дебютировал крохотной, практически незаметной ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915), первую большую роль — красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, — сыграл в 1925 в фильме «Дорога к счастью». В те годы Жарова считали непревзойденным мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орел», «Живой труп», «Окраина». «Марионетки»). Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, сочные, яркие краски, наделяя всех — и отрицательных и положительных героев — общим качеством: все они великие жизнелюбцы, обаятельные, уверенно и по-хозяйски чувствующие себя в этой жизни. Его герои умеют получать удовольствие от всего: еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них абсолютную достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьезный сюжет. В 1930-е годы благодаря кино к Жарову пришла всенародная популярность. Артист был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссёры. У Н. В. Экка он сыграл одну из самых известных своих ролей — бандита Жигана («Путевка в жизнь», 1931), у Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга — самодовольного конторщика Дымбу («Возвращение Максима», 1937 и «Выборгская сторона», 1938), у В. М. Петрова — веселого озорника Кудряша («Гроза», 1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова («Петр Первый», 1937—1938, Государственная премия СССР, 1941), у И. М. Анненского — громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь», 1938), жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре», 1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова («Анна на шее», 1954), у братьев Васильевых — удалого казака Перчихина («Оборона Царицына», 1942, Государственная премия СССР, 1942), у С. М. Эйзенштейна — Малюту Скуратова, хитрого, жестокого, «себе на уме» мужика, сумевшего стать правой рукой царя («Иван Грозный», 1944).

Последняя роль

Всего Жаров сыграл более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой — сельский милиционер Анискин («Деревенский детектив», 1968; «Анискин и Фантомас», 1974; «И снова Анискин», 1978). Роль для актёра программная: его Анискин — деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, в полной мере реализующий самую великую иллюзию того времени, — веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно. Как режиссёр Жаров поставил три фильма: «Беспокойное хозяйство» (1946), «Анискин и Фантомас» (1974, совместно с В. Раппапортом), «И снова Анискин» (1978, совместно с В. И. Ивановым). Автор книги «Жизнь, театр, кино» (1967).

Награды

Фильмография

Актёрские работы

О.Андровская и М. Жаров в фильме «Медведь». Режиссёр И. Анненский.
  1. 1915Царь Иван Васильевич Грозный
  2. 1924Аэлита
  3. 1924Папиросница от Моссельпрома
  4. 1925Дорога к счастью
  5. 1925Его призыв («23 января»)
  6. 1925Шахматная горячка
  7. 1926Мисс Менд («Приключения трех репортеров»)
  8. 1926Последний выстрел
  9. 1926Случай на мельнице («Убийство на мельнице»)
  10. 1927Аня («Тайна Ани Гай»)
  11. 1927Дон Диего и Пелагея («Дело Пелагеи Деминой»)
  12. 1927Кто ты такой?
  13. 1927Человек из ресторана
  14. 1928Без ключа
  15. 1928Белый орел
  16. 1929Два-Бульди-Два
  17. 1931Манометр-2
  18. 1931Никита Иванович и социализм
  19. 1931Путевка в жизнь
  20. 1932Двадцать шесть комиссаров
  21. 1933Окраина
  22. 1934Гроза
  23. 1934Марионетки
  24. 1935Любовь и ненависть
  25. 1935Три товарища
  26. 1937Возвращение Максима
  27. 1937Пётр Первый
  28. 1938Выборгская сторона
  29. 1938Медведь
  30. 1939Ошибка инженера Кочина
  31. 1939Степан Разин
  32. 1939Человек в футляре
  33. 1941Богдан Хмельницкий
  34. 1942Ванька (новелла из БКС N 12)
  35. 1942Оборона Царицына
  36. 1942Секретарь Райкома
  37. 1943Актриса
  38. 1943Во имя Родины («Русские люди»)
  39. 1943Воздушный извозчик
  40. 1943Юный Фриц
  41. 1944Иван Грозный (1-я серия)
  42. 1945Близнецы
  43. 1945Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор»)
  44. 1946Беспокойное хозяйство
  45. 1947За тех, кто в море
  46. 1948Мичурин
  47. 1949Счастливый рейс («Машина 22-12»)
  48. 1953Васса Железнова
  49. 1954Анна на шее
  50. 1954Ревизоры поневоле
  51. 1957Сапоги
  52. 1958Девушка с гитарой
  53. 1958Красные листья
  54. 1959Млечный путь
  55. 1961Чужой бумажник
  56. 1963Внимание! В городе волшебник! («Кукольная комедия»)
  57. 1963Каин XVIII («Два друга»)
  58. 1966Старшая сестра
  59. 1968Деревенский детектив
  60. 1974Анискин и Фантомас
  61. 1978И снова Анискин

Режиссёрские работы

  1. 1946Беспокойное хозяйство
  2. 1974Анискин и Фантомас
  3. 1978И снова Анискин

Ссылки

Комментарии

Вконтакте Facebook
Мировое искусство Rambler's Top100 Powered by MediaWiki
Последнее изменение страницы: 20:04, 13 мая 2007.
[GNU FDL] [Источник]

© vseokino.ru 2006—2018

Новые материалы

Справка

Контакты