Личные инструменты
Поделиться ссылкой:
 
Реклама:

Иди и смотри (фильм, 1985)

Материал из Все о кино

Перейти к: навигация, поиск
Иди и смотри
Режиссёр
Композитор
Длительность
145
Бюджет
?? млн.
Страна
Год
Оцените фильм
Рейтинг: 4.80 / 5 ( 5 голосов)

«Иди и смотри»- художественный фильм режиссера Элема Климова по сценарию Алеся Адамовича и самого Климова. Снят совместно киностудиями "Беларусьфильм" и "Мосфильм", вышел в прокат в 1985 году, к сорокалетию Победы в Великой Отечественной войне.

Содержание

Сюжет 1

Осторожно!  Возможны спойлеры.

Белоруссия, 1943 год. Раздобыв винтовку, деревенский парнишка Флера приходит в партизанский отряд. Командир отряда Косач, чтобы уберечь подростка, оставляет его при хозвзводе и пока не предполагает, какие испытания предстоят пережить людям в этом 'тылу'...

(Источник описания: http://kinoexpert.ru)

Сюжет 2

Осторожно!  Возможны спойлеры.

Белоруссия. 1943 год. Подросток по имени Флёра (Флориан) и его друг решили уйти к партизанам. В первой сцене они ищут оружие – пропуск в партизанский отряд. Флёра выкапывает самозарядную винтовку. Мать не пускает Флёру, предчувствуя расправу немцев над всей семьей, в которой кроме сына еще две маленькие девочки-близняшки лет семи-восьми. За мальчиком приходят партизаны, одетые в немецкую форму. Они изображают, будто забирают Флёру как партизана. Мать натурально плачет, поскольку уход в партизаны значит для сына то же самое, что и арест немцами – верную смерть. Флёра служит в отряде на правах младшего. Пока другие бойцы «развлекаются» дожидаясь операции, он выполняет хозяйственные работы. Когда отряд уходит на операцию, Флёра остается в охране лагеря. Движимый обидой, что его не взяли «на войну», он решает уйти из лагеря. Неподалеку он встречает девушку Глашу, которая влюблена в командира партизанского отряда. Девушка плачет, поскольку боится за жизнь командира. Флёра тоже начинает плакать - от обиды. Глаша, которая, от отчаяния, пытается увидеть в подростке мужчину, целует Флёру, но получает в ответ агрессию. В этот момент оказывается, что немцы проводят против лагеря контрпартизанскую операцию. Лагерь подвергается бомбардировке (или артобстрелу?), на его расположение высаживается немецкий десант. Флёра и Глаша вынуждены бежать. Они приходят в родную деревню Флёры, которую покинули жители. Флёра заходит в родной дом, обнаруживает в печи теплый борщ – признак жизни. Но дом выглядит мертвым. Глашу пугает пустота, мухи, которые кружатся в доме, разбросанные детские игрушки. Флёра думает, что жители деревни ушли в лес. Однако возле околицы Глаша замечает, что все они расстреляны. Тем не менее, она бежит за Флёрой, обезумев от ужаса. Герои пробираются через болото и на острове посреди него видят группу жителей, спасшихся от немцев. Все они видят во Флёре партизана – своего спасителя. Он узнаёт, что его мать и сестры погибли и сходит с ума. Люди изготавливают чучело Гитлера, используя немецкий офицерский плащ, Железный крест и человеческий череп. Нос и уши делают из грязи. Правая рука «Гитлера» вскинута в нацистском приветствии. Флёру «стригут» при помощи ножа – в фильме это явно символизирует обряд инициации, своеобразный постриг, но не в монахи, а в народные мстители. Жители устанавливают чучело на перекрестке дорог. Один из них подбирает немецкие пропагандистские листовки, которые сбрасывает пролетающий самолет, приговаривая «Калі такі добры, скінуў бы і махры (махорки, табака)». На листовке написано «Бей жида-большевика – рожа просит кирпича». «І гэта ўсё? Не багата», - резюмирует белорусский крестьянин, глядя в небо. В какой-то момент партизаны слышат звук падающей бомбы, но это оказывается фигурная бутылка из-под спиртного, выброшенная из самолета-разведчика. Партизаны приходят в деревню и встречают запуганного крестьянина-«полицая», который говорит, что у них «не полиция, а самооборона». Голодные партизаны доят корову, отобранную у «полицая», но самого его отпускают. Через некоторое время раздается трассирующая автоматная очередь, корова и товарищ Флёры погибает. Флёра засыпает и затем обнаруживает, что спит, используя в качестве подушки труп коровы. Он уходит, и в утреннем тумане видит лошадь, впряженную в телегу. Он уводит лошадь. Хозяин лошади пытается его остановить и между ними происходит диалог: - Эй! Каня! Як жа гэта? - Там дзеці! Людзі з голаду дохнуць! - А мы што, не людзі? - Людзі ваююць! А вы на пя`чы сядзіце! Ну і сядзі! В это время в поле из бронемашины высаживается немецкая зондеркоманда. Крестьянин пытается спасти Флёру. Они вместе спасаются на телеге. Фамилия крестьянина Переход и он пытается выдать Флёру за своего внука Митрофана, создает ему «легенду» - рассказывает, как зовут его мнимых родственников. Зондеркоманда входит в село. На одном из немецких мотоциклов, въезжающих в село, лежит обнаженный труп с табличкой «Сегодня утром я обидил германского солдата». В дом, куда крестьянин привел Флёру, собралась вся родня и соседи. Они ждут, что их будут угонять в Германию. В дом входит пожилой немец-мотоциклист, его угощают. Он курит и плюет на пол. По громкоговорящей связи объявляют, что в селе проводится проверка документов. Флёра выхолит из дома и видит группу крестьян, один из которых несет портрет Гитлера с надписью «ГIТЛЕР – АСВАБАДЗIЦЕЛЬ» (Гитлер – освободитель»). Идущие следом «лояльные» крестьяне под гармонь поют песню «Катюша». Следующая, более многочисленная группа, состоящая в основном из баб, воет. Немец, в трусах и майке, бегает по кругу и свистит в свисток. Создается ощущение всеобщего сумасшествия. Крестьяне предъявляют свои документы равнодушному немцу, сидящему за столом. Эсэсовцы за его спиной со скучающим видом ожидают окончания комедии. Человек в кубанке открывает двери церкви и говорит: «Ну! Добро пожаловаты, сябры!» Людей сгоняют в церковь. Лают овчарки, играет немецкая музыка. Упавшего человека немцы избивают ногами. Людей сгоняют в церковь, Флёра оказывается среди паникующей толпы. Немцы на руках несут человека. Рядом бежит человек, который кричит: «Янкеля! Янкеля поймали! Попалась сучка! Вот жидяра!» Немцы бьют человека ногами и смеются. Человека отправляют в церковь. Люди в закрытой церкви кричат. Человек в кубанке объявляет: «Тихо! Починаем общее собрание! Записывайтесь у прения!» (намек на колхозное собрание). Немец на приличном русском языке в окно объявляет: « Без детей – выходи. Можно. Дети – оставить. Сюда – в окно. Schnell, bitte! (быстро, пожалуйста)». Никто не выходит. Бабы воют, дети плачут, снаружи слышится германский марш. В окно вылезает Флёра. Немец, взяв его за шкирку, ведет к командиру. Командир – любитель животных. На его плече экзотический для Белоруссии зверь - соня. В окно вылезает женщина с мальчиком. Женщину отрывают от ребенка и через окно забрасывают его обратно в церковь. Женщину волокут за волосы мимо лающих овчарок. Немцы смеются, полицаи (на сей раз настоящие) их развлекают. Возле грузовика с трехлучевой звездой (логотипом автомобильной компании Mercedes) немцы поливают бензином подушки, вытащенные из крестьянского дома. Немцы бросают внутрь церкви гранаты. Из нее раздаются визги. Немцы поджигают деревянную церковь, бросая в нее бутылки с зажигательной смесью. Один из них в белом переднике – то ли санитар, то ли повар. Человек в кубанке спасается. Слышен смех. Немцы аплодируют. Из церкви слышны крики ужаса. Стоящие вокруг него немцы начинают стрелять по стенам, спасая сгорающих заживо людей от мучительной смерти. Церковь горит, звучит тирольское пение (йодль). В машине красивая женщина в немецкой форме кушает рака. Немецкие огнеметчики сжигают опустевшие дома. Одного из немцев рвет. Группа немцев позирует с Флёрой перед фотокамерой, один из них приставил пистолет к виску Флёры. Немцы уходят из горящей деревни. Немец на мотоцикле пинает лежащий посреди улицы труп. Немецкие солдаты заталкивают в грузовик визжащую пойманную крестьянку. Посреди улицы стоит кровать, на которой лежит пожилая крестьянка. Полицаи кричат ей «Вы нам еще нарожаете». Играет гармонь. Флёра уходит в лес и обнаруживает, что группа немцев попала в засаду партизан. Красивая женщина в агонии. Ее грудь обнажена. Флёра видит лежащий на земле санитарный пакет, но так и не решается ей помочь. В поле Флёра находит винтовку и обматывает бинтом из санитарно пакета приклад. Он встречается с партизанским отрядом – тем самым, который покинул в начале фильма. Глаша сошла с ума. Партизаны захватили соню немецкого командира. Партизаны приходят в сожженную деревню. Происходит суд над плененными немцами, среди которых командир, отдавший приказ сжечь деревню. Немецкий командир без формы, похожий на рядового бюргера рассказывает, что он старый больной человек , никогда никого не обижал и хочет заботиться о внуках. Сидящий рядом пленный офицер СС называет командира «дерьмом». Он заявляет партизанам через переводчика, что не все народы имеют право на жизнь, что «вас не должно быть». Партизанский командир велит своим бойцам внимательно слушать. Переводчик в немецкой форме, боясь расправы, кричит: «Мы не немцы! Простите нас! Смерть фашистским гадам!». Флёра подает переводчику канистру с бензином и тот поливает им пленных. Не выдержав отвратительной сцены, партизаны всех расстреливают. Хроникальные кадры умерших и живых узников нацистского концлагеря. Флёра находит и расстреливает портрет Гитлера. Сцена сопровождается кадрами съемки Гитлера и войны разных лет, идущими задом наперед. Звучит музыка – нацистские марши и фрагменты из произведений Рихарда Вагнера. Флёра стреляет. Однако, увидев детский портрет Гитлера с матерью, Флёра не может стрелять. Финальная сцена – постаревший подросток и уходящие в лес под музыку «Реквиема» Моцарта партизаны.

В ролях

Награды

Интересные факты

Историческая основа

Режиссер воссоздал жуткую атмосферу оккупации, реалии реализации плана "Ост", предполагавшего культурное опустошение Белоруссии и физическое уничтожение большей части ее населения. Жестокое обращение с жителями вызвало в Белоруссии ответную реакцию - широкое партизанское движение, ответом на которое стало еще большее ожесточение немцев. Сцена уничтожения деревни, по всей видимости, является изображением наиболее известного такого случая, имевшего место в реальности - массового убийства жителей деревни Хатынь.

Авторы касаются тем, которые были редки в советском военном кинематографе - направленной на оккупированное население немецкой пропаганды, антисемитизма.

Художественные образы

Действие фильма происходит в оккупированной Германией Белоруссии в 1943 году, однако авторам удалось выйти далеко за рамки описания героической борьбы белорусского народа против немецко-фашистских захватчиков. Помимо оккупантов и населения в фильме действуют и другие группы - партизаны, коллаборационисты. Все вместе они создают многоцветное и многослойное полотно, состоящее из человеческих характеров, попавших в страшные, неестественные обстоятельства. Почти все герои фильма (за исключением немцев) разговаривают по-русски с сильным белорусским выговором, что очень сильно добавляет достоверности.

В центре повествования - судьба юноши с незрелой, детской психикой, который на протяжении двух с небольшим часов, на глазах зрителей, проходит через катарсис и быстро взрослеет. При этом авторы считают необходимым показать, что даже попав в такие жестокие обстоятельства мальчик (который явно олицетворяет собой весь белорусский народ) не ожесточается, сохраняет человеческое достоинство и гуманистическое отношение к миру.

Блестяще в фильме "Иди и смотри" выведен образ немцев. Всю первую половину ленты они не персонифицированы и оккупация Белоруссии выглядит как нападение инопланетян. Немцы возникают в виде пролетающего самолета-разведчика, разрывов снарядов, бутылки, выброшенной пилотами из самолета. В кадре их почти нет, но присутствие врага чувствуется почти физически. Во второй половине картины, изображающей уничтожение деревни, немцы выглядят людьми, утратившими человеческий облик, не выдержавшими постоянного психологического давления вызванного одновременно страхом и безнаказанностью. В самой последней сцене они уже строго персонифицированы - среди них ясно видны бюргер, трус, фанатик.

В фильме, полном ненависти и жестокости, авторы нашли место для лирической линии, которую олицетворяет образ девушки Глаши, которая влюблена в командира партизанского отряда Косача.

Глубокая историческая и культурологическая проработка избранной темы позволила создать фильм, который является одним из крупнейших шедевров кинематографа, посвященных Второй мировой войне, сравнимый разве что со "Списком Шиндлера" Стивена Спилберга. Для зрителя, который хотя бы в какой-то степени знаком с темой, каждый кадр приобретает собственное значение.

Рецензии

Ссылки

Это незавершенная статья о кинофильме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

Комментарии

Вконтакте Facebook
Мировое искусство Rambler's Top100 Powered by MediaWiki
Последнее изменение страницы: 19:05, 2 ноября 2008.
[GNU FDL] [Источник]

© vseokino.ru 2006—2024

Новые материалы

Справка

Контакты