Личные инструменты
Поделиться ссылкой:
 
Реклама:

Нетерпимость (фильм, 1916)

Материал из Все о кино

Перейти к: навигация, поиск
Нетерпимость
Intolerance: Love's Struggle Throughout the Ages

Intolerance Loves Struggle Throughout the Ages 1916 movie.jpg
Оператор
Длительность
175 мин.
Бюджет
$385 907
Страна
Год
Оцените фильм
Рейтинг: N/A ( 0 голосов)

«Нетерпимость» (англ. Intolerance: Love's Struggle Throughout the Ages) - американский художественный фильм Дэвида Гриффита, этапный фильм в развитии мирового кинематографа, считается одним из величайших шедевров эпохи немого кино. Фильм также назвали «единственной кинофугой» (англ. «the only film fugue»). Профессор Теодор Хафф, один из ведущих кинокритиков первой половины ХХ века, заявил, что это был единственный кинофильм, достойный занять место рядом с «Пятой симфонией» Бетховена, шедеврами Микеланджело и т. д. в качестве отдельного произведения искусства. Фильм был создан в ответ на критику, которая обрушилась на предыдущий фильм Гриффита, «Рождение нации», из-за его явного расистского содержания.

Содержание

Сюжет

Осторожно!  Возможны спойлеры.

Фильм "Нетерпимость" - один из этапных в развитии мирового киноискусства; это сложная сюжетная конструкция из четырех перемежающихся новелл, показывавших четыре различные эпохи. В ленте, снятой с грандиозным постановочным размахом, был затронут широкий круг философских и моральных проблем. Нетерпимость трактована как зло, отравляющее жизнь во все времена и у всех народов. Обратившись к огромному историческому и мифологическому материалу, Гриффит использовал при его воплощении необычные для того времени кинематографические средства и приемы, определившие новаторское значение фильма. Действие в нем происходит в Древнем Вавилоне, Иудеей Америке 1910-х гг. Главный эстетический и драматургический прием, положенный в основу фильма, перекрестный монтаж, который комбинировал разновременные сцены в непрерывно нарастающем темпе.

(Источник описания: http://kinopoisk.ru)


Гриффит показал 4 эпохи: древняя Иудея (в пылу религиозной нетерпимости фарисеи распяли Христа), Вавилон (борясь за власть, жрецы предали царя Валтасара), Франция (1572) (борьба между католиками и гугенотами вызвала резню в ночь св. Варфоломея), наши дни (1914) (вражда приводит к смертной казни невинного человека). Гриффит строит действие своего фильма единовременно, свободно переходя от Вавилона к современности и обратно, а не в хронологическом порядке. Части связываются в единое целое образом женщины (Лилиан Гиш), укачивающей ребенка, и строками из Уолта Уитмена: «И вечно будет колыбель качаться, /Плетя времён связующую нить, /Воспев и радости, и горькое страданье.»

Эпизод "Падение Вавилона"

Вавилонии угрожает персидский царь Кир, однако царь Валтасар (Альфред Педжет) больше занят своей царицей (Сина Оуэн), чем делами государственными.

Девушку с гор (Констанс Толмедж) продают в рабство. Её покупает старик, но в этот момент ее освобождает Валтасар. Девушка дает обет хранить верность Валтасару. Она отвергает ухаживания придворного поэта Рапсода (Элмер Клифтон) и верховного жреца Баала (Тулли Маршалл). Верховный жрец, желая установить культ нового божества, ведет борьбу со сторонником религиозной терпимости Набонидусом. Прибегая к помощи Рапсода, верховный жрец ведет переговоры с Киром. В итоге Кир идет на осаду Вавилона. Валтасар, отразив натиск, приказывает устроить пир.

Жрец предупреждает Кира, что надзор ослаблен. Рапсод проговорился о предательстве девушке с гор. Она хочет предупредить Валтасара, но гибнет от стрелы врага. Персы проникают в покои Валтасара. Валтасар убивает свою возлюбленную-царицу и гибнет сам.

Эпизод "Мать и закон"

Сестра промышленника Дженкинса на пышном балу просит своего брата о поддержке пуританской организации.

По приказу заработная плата была снижена на 10 %. Начинается всеобщая забастовка. Среди бастующих — юноша. Дженкинс бросает своих охранников на подавление забастовки. Забастовка подавлена. Девушка и юноша покидают рабочий поселок и переселяются в город. Юноша занимается грабежом и становится сутенером («мушкетер трущоб»). Отец девушки умирает, и она выходит замуж за юношу. Он начинает вести честную жизнь, но его банда подставляет его, и он несправедливо арестован. За время отбывания наказания у его жены родился ребенок. Но пуритане вместе с сестрой Дженкинса похитили его. Мать обращается к главарю бывшей банды своего мужа.

Вечером главарь банды проникает в комнату женщины, а его любовница в это время следит за ним. Главарь хочет изнасиловать молодую женщину, но этому мешает освободившийся из тюрьмы муж. Любовница главаря, пользуясь случаем, убивает своего любовника из револьвера, а затем подбрасывает револьвер в комнату. Юноша поднимает его, приходит полиция, и его обвиняют в убийстве.

Мать присутствует на процессе мужа. Его приговаривают к смертной казни через повешенье. За несколько часов до казни настоящая убийца признается во всем молодой супруге осужденного, та бежит к губернатору просить о помиловании. Но он только что уехал. Мать и убийца в гоночном автомобиле мчатся за поездом. Тем временем в тюрьме приговоренный готовится к смерти, принимает последнее причастие; его ведут на эшафот, стоящий во дворе. Автомобиль догнал поезд, губернатор подписывает помилование, бумага привозится в тюрьму в тот миг, когда палач набрасывает петлю на шею невинно осужденного. Мать победила несправедливый закон — муж, жена и ребенок наконец вместе.

Эпизод "Варфоломеевская ночь"

Герои этой истории — юная пара гугенотов, девушка по прозвищу Карие Глазки (Brown Eyes) и её возлюбленный Проспер Латур. Накануне Варфоломеевской ночи они заключили помолвку. Наутро начинается резня. Католики врываются в дом, убита мать девушки, её маленькую сестру выбрасывают из колыбели: тема колыбели «вечной матери» (Лилиан Гиш) красной нитью проходит через весь фильм. Солдат-наёмник, который уже давно поглядывал на девушку, хватает её и пытается утащить в спальню. Она сопротивляется, и в борьбе он пронзает её мечом. Проспер пытается спасти возлюбленную, но приходит слишком поздно: он находит смертельно раненую девушку на полу. С трупом невесты он выбегает на улицу и молит солдат короля застрелить его.

Эпизод "Жизнь и страдания Христа"

Включает сцены «Иисус среди фарисеев», «Брак в Канне», «Пира Валтасара». Завершается сценой распятия Христа на Голгофе. Момент является ключевым для понимания миссионерского замысла фильма. Только после завершения сюжетной линии про жизнь и страдания Христа, оканчивающейся сценой распятия — искупления грехов человечества — завершается и основная "американская" сюжетная линия. Лежащая на поверхности идея — американская демократия, помноженная на технические и социальные достижения (гоночные автомобили, телефон, система правосудия) позволяет завершить фильм хэппи-эндом, предотвратить гибель невиновного в преступлении. Новейшее достижение техники — кинематограф — также неявно противопоставляется классическим миссионерским усилиям по «исправлению нравов», показанным в фильме сатирически, как гораздо более эффективный способ распространения идей толерантности и изменения убеждений. Более глубокий замысел «Нетерпимости» — избавление от страданий для всех людей, обусловленное искупительной жертвой Христа. Этой теме посвящена концовка фильма (сияющий крест, ангелы, мир во всем мире). Таким образом, Гриффит одним из первых предпринимает попытку донесения христианских ценностей и мировоззрения новейшими для того времени средствами. Американскую демократию, помноженную на новейшую технику, он считает решением вековых проблем человечества и шагом вперёд в воплощении христианских ценностей. Чтобы усилить эту идею, он завершает фильм революционным для того времени хэппи-эндом.

Эпилог

В финале с помощью впервые применённого перекрёстного монтажа показаны завершения всех сюжетных линий: Христа ведут на Голгофу; влюблённая в Валтасара девушка спешит предупредить его об измене жрецов, но все они погибают; гугенот не спасает свою возлюбленную; жена рабочего мчится на автомобиле с приказом губернатора о помиловании её мужа. Только в последней сюжетной линии все завершается благополучно. Фильм заканчивается эпилогом, состоящим из эпизодов, снятых общим планом.

Кадры из фильма

В ролях

Эпизод «Мать и закон»

Эпизод «Жизнь и страдания Христа»

Эпизод «Варфоломеевская ночь»

Эпизод «Падение Вавилона»

Эпизодические роли

Художественные особенности

Хэппи-энд

Традиционный финал хэппи-энд, перекочевавший затем из американского кинематографа во все прочие, начался именно с фильмов Гриффита. Первоначально его даже назвали «счастливое гриффитовское спасение в последний момент». До Гриффита хорошим тоном считалось снимать не просто драмы, а именно трагедии. Главный герой должен был непременно погибнуть в финале, зрители шли в кино, заранее этого ожидая, как сейчас многие ждут традиционный хэппи-энд. Фильм «Нетерпимость» стал одним из первых фильмов, где (основная, наиболее актуальная для американских зрителей) сюжетная линия завершается счастливо. Это новаторское для того времени художественное решение усилило фильм, позволило донести до зрителя миссионерский замысел режиссера и сделало фильм классикой мирового кинематографа.

Структура фильма

Всеволод Пудовкин отметил выразительность крупных планов; глубокое понимание роли детали; умелое использование композиции кадра для подчеркивания психологического состояния героев; грандиозную масштабность постановки; разнообразие в применении средств съемочной техники — наезды, наплывы, затемнения и, наконец, совершенное чувство ритма в монтажных построениях.

Важным техническим новаторством в фильме было то, что все четыре сюжета из разных эпох и разных стран развертывались не отдельно, а одновременно.

Особенности монтажа

Первоначально Гриффит хотел поставить «Нетерпимость» в 80 частях и выпускать его сериями. Однако для осуществления такого проекта он не нашёл достаточных денежных средств.

Фильм получился в 14 частях, что было по тем временам также необычайным явлением. Фильм имел сложную структуру, сложную систему монтажа. Для своего времени «Нетерпимость» была новаторским фильмом, опередившим по многим показателям дух времени. Современники не могли дать ему правильную оценку.

Гриффит стал основоположником нового подхода к монтажу фильмов. Такой, казалось бы, чисто технический прием, как монтажная склейка, был использован им для фундаментального изменения представления об экранном времени и месте действия. Максимум, на что осмеливались режиссеры до Гриффита — это внутриэпизодный монтаж (укрупнение плана для фиксации мимики героев) или монтаж нескольких последовательных эпизодов. Гриффит первым вышел за эти рамки, использовав монтаж для перехода в другие сюжеты, места действия, временны́е эпохи. В начале фильма каждый такой переход сопровождается текстовым комментарием, оформленным, как страница из книги-фолианта, помогающим зрителю осознать и приготовиться к переходу в новое пространственно-временное измерение. По мере ускорения развития событий во всех сюжетных линиях в конце фильма, Гриффит переходит к прямой монтажной склейке между разнородными эпизодами.

Новаторство привело к огромному перерасходу пленки (1:30), а также к тому, что зрители фильм не поняли, и он оказался провальным в коммерческом отношении. Однако фильм вошел в историю, по сути став одним из первых художественных фильмов в современном понимании.

Общий художественный замысел фильма

Главная художественная особенность фильма в том, что в нем затронуты и проиллюстрированы классические христианско-библейские темы, изложенные новым средством — языком кинематографа. Режиссером предпринята достаточно смелая и решительная попытка найти способ решения вековых проблем человечества в современном ему времени и обществе. Важным является то, что в качестве иллюстраций своей главной идеи наряду с драматическими событиями прошлого и библейскими сценами он выбрал также и сюжетную линию, актуальную и хорошо понятную основной массе зрителей — американцев, для которых фильм, прежде всего, создавался. Все художественные, технические, сюжетные и другие, даже не очень значительные, особенности фильма (вплоть до стиля оформления титров, слегка напоминающего Библию) невозможно правильно понять и оценить, если не учитывать общий миссионерский замысел фильма. Режиссер внес множество революционных инноваций, оставшихся навсегда в арсенале кинематографа, именно в попытке создать некий грандиозный кинематографический собор, все составные элементы которого подчинены единому общему замыслу.

Отрывок из фильма

Работа над фильмом

Съемки «Нетерпимости» начались летом 1915 года, при финансовой поддержке фирмы «Уорк компани», основным учредителем которой был Дэвид Гриффит. Фильм состоял из четырех эпизодов: «Мать и закон», «Жизнь и страдания Христа», «Варфоломеевская ночь» и «Падение Вавилона». Дешевле других обошелся эпизод «Мать и закон». В 1939 году Гриффит набросал ради любопытства смету расходов по производству аналогичной картины в фирме «Метро–Голдвин–Мейер». Смета колебалась от 10 до 12 млн. долл.

Основным являлся «Вавилонский эпизод» и требовал огромных расходов. Жорж Садуль указывает следующие суммы:

  • 650 тыс. долл. — стоимость пиршества Валтасара, что, по мнению Жоржа Садуля, дороже, чем подлинное библейское пиршество.
  • 96 тыс. долл. — расходы на статистов (около 16 тыс. человек);
  • 7 тыс. долл. — наряд царицы;
  • больше 1 тыс. долл. — мантия царицы;
  • 20 тыс. долл. — кордебалет;
  • 360 тыс. долл. — оплата платьев, взятых напрокат;
  • 300 тыс. долл. — стоимость строительных материалов.

Гриффит поручал съемку каждой сцены «Вавилонского эпизода» большому числу операторов. Они одновременно вели съемки с разных углов съемочной площадки и могли таким образом снимать в разных ракурсах, а также и в разном темпе.

Для съемок эпизода «Варфоломеевской ночи» был воспроизведён целый квартал старого Парижа. На съемки этого эпизода было потрачено 250 тысяч долларов, в них участвовало 2,5 тысячи статистов. Эпизод «Страсти Христовы» обошелся создателям в 300 тысяч долларов, и для него было приглашено 3,5 тысячи статистов. Данный эпизод в основном строится на общих планах. Воссозданием храмов Галилеи и другими декорациями занимался Фрэнк Уортмен. Постановка сцены свадьбы проходила согласно еврейским традициям, при участии раввина Майерса.

Прокат фильма

Премьера

Премьера состоялась вечером в пятницу 5 сентября 1916 года в «Либерти cиэта» (англ. Liberty Theatre) На премьеру пришли сотни знаменитых деятелей искусства, работников театра и кино.

Из-за большого количества людей сеанс, который обычно начинался в 8 часов, смог начаться только к 9 часам. Во время показа делалось два антракта. Демонстрация картины окончилась только в час ночи. Проецирование оригинальной копии потребовало 3 часа 35 минут. Сборы за первый месяц превысили четырехнедельный сбор «Рождения нации» в этом же театре.

В Англии премьера была 7 апреля 1917 года в театре «Дрюри Лейн», предварительно фильм показали королевскому семейству и Георгу V в Букингемском дворце. На премьеру пришли: Ллойд Джордж, Уинстон Черчилль, лорд Бивербрук, Герберт Джордж Уэллс.

Коммерческий крах

Несмотря на такую широкую рекламу, «Нетерпимость» потерпела колоссальный коммерческий крах. Фильм пять месяцев продержался на экране кинотеатра «Либерти» (половину срока исключительного проката «Рождения нации»). В Англии «Нетерпимости» не удалось получить двух месяцев исключительного проката. Невзирая на желания режиссера, прокатчики (особенно за границей) разделили фильм на несколько серий и показывали их в хронологическом порядке. Нигде, кроме премьеры на экране «Либерти», фильм не имел успеха.

Факторы, по мнению Садуля, способствовавшие неудаче:

  • фильм был слишком длинен, в сценарии было много промахов;
  • соперники в американской кинематографии;
  • политические факторы, вступление Соединенных Штатов в войну.

Интересные факты

  • Фильм не оправдал надежд постановщика и провалился в прокате.
  • Первоначально у Гриффита был замысел поставить фильм в 80 частях и выпускать его сериями, но он не нашел на него денег.
  • Для статистов были организованы гигантские кухни, и суповые миски циркулировали в вагонетках по узкоколейке системы Декавилля.
  • Монтажные склейки между эпизодами, переносящие зрителей из эпохи в эпоху разбиты титрами, оформленными как разворот старинной книги-фолианта. В наши дни очень забавно выглядят научные сноски на некоторых титрах — кто именно воссоздал брачный обряд в древнем Вавилоне, согласно монографии какого ученого отснята та или иная сцена и т.п. В современном понимании происходит некое смешение художественного и научно-популярного жанра.
  • «Нетерпимость» в первый раз появилась на экране 5 сентября 1916 года в «Либерти тиэтр» в Нью-Йорке в разгар кампании по перевыборам президента Вильсона.
  • Только один из четырех эпизодов заканчивается благополучно, американский эпизод.
  • Гриффит называл свой фильм «солнечной драмой», так как он редко вел съемки при искусственном свете.
  • «Трэвеллинг» в «Вавилонском эпизоде» осуществлялся с помощью привязного воздушного шара. Такой метод съемки и впоследствии редко повторялся.
  • В завершенном фильме было почти 14 катушек, то есть около 4,1 тыс. метров. Это значит, что Гриффит использовал лишь один метр из 30 метров заснятой пленки.
  • Многие сцены Гриффит поручал снимать нескольким операторам одновременно.
  • Сесиль Блаунт де Милль восстановил и использовал «вавилонские декорации» для «Десяти заповедей».
  • Почти совсем декорации к фильму разрушили в 1930—1932 годы, но некоторые превратились в дома.
  • На части фундамента «вавилонских декораций» были построены павильоны студии «Уолт Дисней».

Дополнительная информация

  • Премьера фильма в мире: 5 августа 1916
  • Рейтинг IMDb: 8.20/10 (4 597)
  • Рейтинг фильма на KinoPoisk.ru = 8.829 (35)

Ссылки

Комментарии

Вконтакте Facebook
Мировое искусство Rambler's Top100 Powered by MediaWiki
Последнее изменение страницы: 10:48, 7 апреля 2011.
[GNU FDL] [Источник]

© vseokino.ru 2006—2024

Новые материалы

Справка

Контакты