Личные инструменты
Поделиться ссылкой:
 
Реклама:

Первороссияне (фильм, 1968)

Материал из Все о кино

Перейти к: навигация, поиск
Первороссияне
Жанр
Кинокомпания
Длительность
97 мин.
Бюджет
?? млн.
Страна
Год
Оцените фильм
Рейтинг: 5.00 / 5 ( 1 голосов)

«Первороссияне»

Содержание

Сюжет

Осторожно!  Возможны спойлеры.

Оптимистическая драма по поэме Ольги Берггольц "Первороссийск" о рабочих Нарвской заставы Петрограда, приехавших в 1918 году на Алтай строить первую земледельческую коммуну.

(Источник описания: http://film.ru)

В ролях

Награды

Интересные факты

Рецензии

Фильм “Первороссияне» можно посмотреть здесь:

http://video.mail.ru/mail/meshkovam1tv/839/31413.html


Красный Завет: В Киноклубе показали фильм, после которого осталось только руками развести

Антон Семикин


(http://www.kasparov.ru/material.php?id=4B2E87F640D5F) 21.12.2009

На заседании Клуба политического кино 16 декабря 2009, кажется, впервые самым ярким впечатлением стал сам фильм. Советская кинокартина "Первороссияне" (1967) режиссера Евгения Шифферса — настолько законченное по форме и исчерпывающее высказывание, фильм-жест, как назвал его организатор и ведущий Киноклуба Алексей Коленский, что какая-то развернутая полемика после него оказалась невозможной.

"Первороссияне" — совершенно незамутненный манифест революционного фанатизма, рассказывающий о героической и трагически закончившейся попытке большевиков организовать коммуну на Алтае в 1918 году. Картина начинается со сцены похорон революционерами своих павших товарищей, свидетельствующей о том, что большевизм и в самом деле был новой религией. Революционеры в фильме погибают, хоронят соратников, впрягаются в плуги вместо лошадей и пашут каменистую алтайскую землю, произносят патетические монологи и снова погибают. Фильм разбит на главы и сопровождается чтением отрывков из почти одноименной поэмы Ольги Берггольц "Первороссийск", которая и послужила основой для фильма.

Писатель Михаил Елизаров, лауреат "Букера", известный своими имперскими и "красными" взглядами, заявил, что получил от фильма – выплеска чистого "красного" безумия – огромное удовольствие. Он также выразил уважение к мужеству Шифферса, поскольку, на взгляд Елизарова, такая кинокартина в конце 1960-х должна была неминуемо сделать его персоной нон-грата для интеллигенции. И "массами" она тоже не была бы принята, считает литератор.

В "Первороссиянах" нет никаких "фиг в карманах", никаких подтекстов, отметил Елизаров, нет ничего из того, что так любила тогдашняя умеренно-фрондерская интеллигенция. "А партийные функционеры сказали бы Шифферсу, – продолжил эту мысль Алексей Коленский, – "А, да ты в коммунизм веришь больше нас! Ты нас учить вздумал?!". "Он умудрился снять фильм, которым противопоставил себя всем", – с восторгом подытожил Елизаров.

"Первороссияне" действительно по своему смыслу и эстетике не вписывается во все культурные течения и каноны, как интеллигентские, так и "партийные", существовавшие на момент создания фильма в СССР. Хотя в нем можно найти приемы, схожие с теми, что используются в "Таганке" Алексея Любимова или, например, в фильме "Интервенция", у Шифферса все предельно серьезно, никакой иронии.

Крупные планы лиц коммунаров и сполохи революционного пламени за их спинами не оставляют места для разночтений.

Этот фильм отсылает не столько к "Таганке", сколько к "Броненосцу "Потемкин" и "Стачке" Сергея Эйзенштейна. А эпос "Первороссиян" позволяет провести прямые параллели между этим фильмом и Библией; глава, в которой коммунары прибывают на место поселения, называется "Земля обетованная". Кто-то отметил, что будь фильм "немым", он бы практически ничего не потерял.

Второй ведущий Киноклуба философ Алексей Лапшин настаивал на том, что показанный фильм — это классический пример соцреализма. С ним не соглашались, считая классикой данного направления фильмы вроде "Кубанских казаков". Однако Лапшин подчеркивал, что соцреализм — искусство в первую очередь трагическое, такое как "Первороссияне", и что в пору позднесоветского упадка 1960-х не могло быть понято и принято такое художественное высказывание, причем сделанное с совершенно чистых, не замутненных никакой рефлексией и сомнениями большевистских позиций.

Несколько участников обсуждения не согласились, что к концу 1960-х у такой картины, как "Первороссияне", в СССР уже просто не было аудитории. Так, главный редактор "Ежедневного журнала" Александр Рыклин, от которого, если учитывать его либеральные убеждения, можно было ожидать критики "чистого безумия" "Первороссиян", проявил к фильму живейший интерес и симпатию и предположил, что и среди советской интеллигенции конца 1960-х далеко не все приняли бы фильм "в штыки".

Однако Елизаров, Коленский и Лапшин сошлись во мнении, что от "Первороссиян" равно "плевались" бы и интеллигенция, и власть, и народ.

И тут слово взял корифей советской журналистики Валерий Хилтунен. Он рассказал, что на премьере "Первороссиян" присутствовали Александр Зиновьев и ряд других советских интеллектуалов, которые отнеслись к фильму вполне серьезно. В прокате киноленту посмотрело полмиллиона человек, по советским меркам очень мало, но тем не менее. Как предположил Хилтунен, среди этой аудитории могли быть и потомки тех самых коммунаров первых лет советской власти, и участники освоения целины 1950-х–1960-х, "эпопея" которых в определенной степени напоминала деятельность их предшественников.

Также Хилтунен рассказал, что позднее он объездил множество коммун, так или иначе похожих на ту, которую пытались создать "первороссияне", и что по всему миру (за исключением России) таких анклавов, внутри которых отменены деньги и люди живут по своим правилам, огромное множество. Рассказ журналиста привнес оптимизм в обсуждение. Во-первых, выяснилось, что фильм после выхода все-таки не был пренебрежительно бойкотирован интеллигенцией, а режиссеру — не поставлен диагноз фанатичного безумца.

Во-вторых, Хилтунен засвидетельствовал, что идея коммунаров начать жизнь с нуля, на новых основаниях и по новым нормам актуальна и сегодня.

Исполнительный директор демократического движения "Солидарность" Денис Билунов в свою очередь заметил, что создателя фильма могла вдохновить, например, проза Андрея Платонова. Алексей Лапшин на это возразил, что Платонов все-таки воспринимал мир "Чевенгура" и "Котлована" мрачно, трагически. Тогда как у Шифферса трагичность отсутствует так же, как и ирония. Остается только совершенно самоотверженная вера в коммунистическую утопию.

После выхода "Первороссиян", как рассказал Лапшин, Шифферс был раскритикован за "формализм", за те самые элементы театральности, которые дали повод сравнивать фильм с режиссурой Любимова и с "Интервенцией". После этого режиссер оставил кинематограф, стал философом и литератором, причем перешел на позиции православия и монархизма, и отдался своей новой вере так же безоглядно, как и прежней. В этом смысле судьба автора фильма была предвосхищена одним из героев фильма, бывшим священником, расстригой, который стал истовым коммунистом и вместе с другими коммунарами волок на себе плуг и пахал алтайские камни под улюлюканье и насмешки окрестных крестьян.

  Антон Семикин

Первороссияне (1966) (Наверное главная картина несостоявшейся красной церкви) Такой фильм не мог появиться в 60-е, когда он и был снят, не мог он быть снят и в монументальные 50-е, в скрежещущие 40-е, ухарские 30-е, пожалуй, его роддом это 20-е, но и 20-е бы отторгли бы его, потому что фильм-мутант был снят в цвете. Сюжет, группа коммунаров в 18 едет на Урал для организации коммуны. На месте коммуна отстраивается, сеет хлеб и подвергается нападению местных яицких казаков и глухому неодобрению местного старообрядческого населения. Сюжет в этом фильме вторичен, вообще данный фильм можно разделить без всякого ущерба на потрясающие фотографии и устроить выставку, так ее и назвать Евгений Шифферс "Первороссияне".

Фильм решен такими эстетическими средствами, что у забронзовевших чиновников и партийных бонз конца 60-х поднялись дыбом редкие волоса и такое безобразие не то что бы легло на полку, а было выпущено ограниченным количеством копий, крошечным. Фильм провалился, потому что, по словам присутствовавшего на просмотре Елизарова - Фильм снят безумцем и никак не мог выстрелить в 67 году, его время пришло только сейчас. По словам Шифферса в этом фильме с нами разговаривают мертвые, при просмотре у меня тоже создалось впечатление, что Ленин отправляет коммунаров уже мертвыми в страну живых, или тоже умерших или вообще протокосмонавты летят на новую враждебную планету основывать цивилизацию, сам образ багрового Ленина на красном фоне с глухими черными глазами работает очень мощно на фоне его спокойных рассуждений, что делать в революцию без фантазии в такой стране как Россия невозможно. Предшествует этой сцене массовая фферия-галюцинация - похороны всех мученников революции, а вернее возложение гробов на некий кенотаф, мы мертвые обращаемся к вам "пока" живым, бесконечные вереницы по пеперечинам чудовищного андреевского флага идут и идут с красными гробами.

Фильм оказался не к месту не только по эстетическим и идеологическим соображениям, против него была даже техническая составляющая, дело в том, что снят он был на 70-мм пленке, а к этому времени такие проекторы уже отмирали. И нам очень повезло, товарищи, что энтузиасты с единственно сохранившегося широкоформатного негатива могли сделать достойную копию. После съемок этого фильма Шифферса мягко отстранили от кинопостановки и от театра, ему не простили за то, что он попытался быть более партийным и коммунистическим, нежели сама партия, религиозный пафос красной идеи к концу 60-х уже выдыхался, это было время технократии неоплодотворенное живой идеологией.

Опять таки Елизаров отмечает - что этот фильм служил ересью для марксизма-ленинизма, был левее-левого, он должен был бы повести за собой людей, но семена упали в безблогадатную почву и раскол случился в самом Шифферсе, будучи красным мистиком, он не смог преодолеть своего внутреннего попа, стать новым глашатаем революции и как это бывает со многими честными оппортунистами к концу жизни превратился в монархиста и антикоммуниста. То есть запал, то в нем был, а взрывчатого вещества не осталось. В 90-х это со многими произошло. Отдельно стоит сказать об актерах сыгравших в этом фильме: Владимир Заманский играет председателя коммуны, у него уникальный тип лица, человека возрожденного, воскресшего после долгой болезни, яркие и одновременно погасшие глаза, такие же у него были в фильме "Проверка на дорогах", "Лариса Данилина" - первый раз вижу эту актрису - она удивительно свежа в этом фильме - такая внешность могла бы существовать в движении "Долой стыд", но это мое субъективное мнение. Да и вообще каждое лицо в фильме - это законченный портрет - этого очень не хватает новому, мелочному смазанному кинематографу. Migdot 17.12.2009 (http://migdot.livejournal.com/471594.html)

21 июня 2009 | 1254 просмотра ММКФ-2009. Убийственные "Первороссияне" Алексей Гуськов Ссылки на каталог: Первороссияне (The first Russians) - Александр Гаврилович Иванов, 1968



Показ Первороссиян заведомо казался одним из самых интересных событий 31-го Московского кинофестиваля. Похвалиться очным знакомством с лентой до этого сеанса в "Октябре" могли лишь участники февральского фестиваля архивного кино "Белые столбы" и, разумеется, те люди, которые делали фильм или находились рядом, как директор Музея Кино Наум Клейман. Этот фильм был, конечно же, не единственным запрещенным по идеологическим соображениям, но его не смогли вытащить на свет божий и в конце восьмидесятых, когда к зрителям наконец-то попало множество опальных лент, сильно изменивших образ советского кинематографа не только за рубежом, но и у нас в стране. Первороссиян ждала другая судьба - "позитивы" фильма не сохранились, "негативы" пришлось вроде бы выбивать у украинцев (по другим данным - они, никому не нужные, просто хранились в Госфильмофонде), часть фильма вообще долго не могли найти. И лишь недавно была изыскана техническая возможность перевести в цифровой формат роскошный 70-мм негатив одной из самых формалистких картин, снятых в Советском Союзе.

Выбор фильма, открывающего усердно рекламируемую нами программу Евгения Марголита "Социалистический авангардизм. Часть II", оказался по-настоящему удачным - желающим увидеть его не хватало места даже на полу. Демонстрацию картины предваряла встреча с уцелевшими участниками съемочной группы. Все они - люди уже весьма преклонного возраста. Большинство из них не видело фильм с года его завершения, а было это в 1967-м. За 40 минут ими был воссоздан, не без преувеличений и умолчаний, исторический контекст фильма. В частности, публика узнала о том, что фактическим постановщиком картины был не Александр Иванов, а значащийся вторым режиссером Евгений Шифферс. Последний был ленинградским театральным режиссером, которого отстранили от сценической работы за вольности. Перед съёмками описываемого фильма ему приходилось перебиваться даже работой пионервожатого. Человек он был, видимо, бескомпромиссный, потому что Иванов, сознательно отдававший бразды правления в руки молодых (в частности, примерно в то же время на мощностях его творческого объединения дебютировали Глеб Панфилов и Савва Кулиш), оказался во время съемок задвинут Шифферсом сильнее, чем предполагал сам руководитель. Об этом ветераны предпочли умолчать, и лишь вскользь упомянули про натянутые отношения Шифферса и оператора Первороссиян Евгения Шапиро. Последний Шифферса ненавидел почти весь съемочный период, потому что режиссер целиком и полностью определил стратегию непривычного изобразительного подхода вместе с художником Михаилом Щегловым, но не с оператором. Готовую картину много ругали коллеги по цеху (об этом тоже можно было только догадываться), но на её защиту встал среди прочих и сам Александр Иванов; гости охотно рассказывали, что Иванов даже пострадал за фильм, но не сожалел об этом.


http://www.cinematheque.ru/post/140847


Ссылки

Это незавершенная статья о кинофильме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

Комментарии

Вконтакте Facebook
Мировое искусство Rambler's Top100 Powered by MediaWiki
Последнее изменение страницы: 09:43, 13 июня 2011.
[GNU FDL] [Источник]

© vseokino.ru 2006—2024

Новые материалы

Справка

Контакты