Портер, Эдвин
Материал из Все о кино
Edwin Stanton Porter
Э́двин Стэ́нтон По́ртер (англ. Edwin Stanton Porter; 21 апреля 1870, Пенсильвания, США — 30 апреля 1941, Нью-Йорк, США) — американский кинорежиссёр, оператор, сценарист, продюсер.
Содержание |
Биография
Портер и Эдисон
Год рождения Эдвина Портера известен весьма приблизительно: около 1870-х. Его карьера в кинематографе началась, когда в 1900 году он поступил в фирму великого изобретателя всех времен и народов - Томаса Эдисона. В то время Эдисон уже создал небольшую киностудию и, чувствуя в кинематографе весьма денежное дело, старательно боролся со своими европейскими конкурентамим, Люмьерами, Мельесом и еще несколькими режиссерами, чьи фильмы начали проникать в америку. Борьба эта, в основном, велась очень простым и надежным способом: с фильмов конкурентов снимались копии, на титрах которых теперь значилось "СТУДИЯ ЭДИСОН". Такому откровенному пиратству в первые несколько лет существования кино придавалось не больше значения, чем в наше время - поддельным водкам и ликерам в коммерческих киосках. Тем более, вся Америка прекрасно знала о существовании Эдисона, который изобрел все-на-свете, а в реальность Европы, и, тем более, европейского кино верила с большим трудом. Однако с наступлением 20-го века ситуация начала меняться: европейские режиссеры затеяли в Америке несколько судебных процессов по поводу авторских прав, и Эдисон к своему удивлению их проиграл. Халява, как говорится, закончилась. Однако у великого изобретателя оставался еще один козырь: в его студии уже работало множество грамотных инженеров и операторов, которые теперь с кинокамерами в руках отправлялись во все концы мира, привозя каждую неделю сотни метров самой экзотичной кинохроники, составляемой в своеобразные киножурналы и распространяемой по всем американским кинотеатрам. В погоне за редкими сюжетами операторы порой даже рисковали жизнью. Так, например, знаменитым стал один из африканских фильмов, в котором лев приближается к кинокамере и бросается на нее; снимая эти последние в своей жизни кадры, оператор от испуга продолжал как завороженный крутить ручку кинокамеры до самого конца... Одним из таких "разъездных" операторов и стал Эдвин Портер.
Свои фильмы
Очевидно, ему везло, а, может быть, он хорошо чувствовал технику документальной съемки,- так или иначе, через несколько месяцев Эдисон начал обращать внимание на его ленты, которые приносили все больше дохода. Через год Портер был назначен директором студии. Студия Эдисона к тому времени все еще оставалась пиратским кораблем в море кинематографа, только тактика теперь была другой: самые удачные из европейских фильмов не просто копировались, как раньше, а в точности повторялись, переснимались заново - с другими актерами и немного измененными декорациями, что и делало их теперь собственностью Эдисона. Эксперементировать в этой области великому изобретателю было просто некогда. В 1903 году Эдвин Портер впервые нарушил эту традицию и начал снимать свои, оригинальные фильмы. Он знал, как снимать кинохронику: больше движения, больше ярких, необыкновенных сюжетов, и, главное, как можно правдоподобней - чтобы это был кусок настоящей жизни. Настоящей жизни, а не волшебной сказки, как у Жоржа Мельеса. Первый же фильм, принесший Портеру огромный успех, так и назывался: "Жизнь американского пожарного". В этой коротенькой ленте было почти все, что отличает динамичные американские боевики: Пожарному в казарме снится сон, будто его семье грозит опасность. Вдруг его будит сигнал тревоги. Пожарные повозки стремительно мчатся по ночному городу и подъезжают к его родному дому, объятому пламенем. Счастливый конец: пожарный со своими друзьями спасает жену и выносит из пламени ребенка, гасит огонь.
Работая в фирме изобретателя, Эдвин Портер и сам все свои фильмы снимал с некоторыми техническими изюминками, всякий раз стараясь ошеломить, поразить зрителя. Пожалуй, символом его творчества в кино можно считать концовку другого, тоже знаменитого фильма, сохранившегося до наших дней: "Большое ограбление поезда". В последнем кадре этой ленты бандит наводит пистолет прямо на зрителей и стреляет как-бы в зрительный зал. Однако Портер, возможно, не догадывался, что все эти приемы были уже открыты до него в европе, в разных странах и в разных фильмах, начиная с люмьеровского "прибытия поезда", где паровоз как-бы въезжает в зрительный зал. То, что не Портер был первым изобретателем монтажа или крупного плана, в точности доказано многими историками кино (хотя они до сих пор не могут сойтись в том, кто же их все-таки изобрел). Но все эти приемы стали широко применяться в кинематографе именно после Портера, и причина этого была, видимо, очень простой: у него получалось снимать хорошие фильмы. Его дела шли все успешнее, слава становилась все больше, и доходы киностудии росли. К 1911 году, когда Портер наконец решил оставить Эдисона и возглавить другую кинофирму, он уже скопил небольшой капитал, и, главное, был известен своими картинами всей Америке,для которой, в сущности, открыл игровое кино. Однако за несколько лет до того на студии Эдисона произошло одно небольшое событие, на которое никто из служащих тогда не обратил внимания. В один из рабочих дней в кабинет директора вошел почти никому не известный худощавый актер, предложивший Портеру собственный сценарий на историческую тему. Сценарий директору не понравился: он вообще не любил исторические сюжеты, предпочитая снимать фильмы о современной для зрителя жизни, да и стоили такие фильмы слишком дорого. Однако сам актер привлек его внимание, и он предложил ему роль в фильме "Спасенный из орлиного гнезда", который снимался на следующий день. Для театрального актера работа в таком балаганном развлечении, как кино, была крайне унизительна - однако худощавый посетитель очень нуждался в деньгах, и, подумав, согласился. Весь следующий день ему пришлось старательно бороться перед объективом кинокамеры с отвратительным чучелом гигантского орла, к вечеру он получил свои пять долларов, и с тех пор больше на студии не появлялся... Но только на этой студии.
Забытый
Потому что это был первый шаг в кино великого американского режиссера Дэвида Уорка Гриффита. Спустя пять лет его фильм "Рождение нации" (кстати, на столь нелюбимый Портером исторический сюжет) потряс всю страну, и в одночасье заставил зрителей забыть весь преждний кинематограф, все короткие, неловкие, торопливо сделаные фильмы, в которых играли не-профессиональные актеры, и которые снимались не-профессиональными режиссерами... Спустя пять лет были забыты, в сущности, не такие уж плохие, фильмы Портера. А лучше он все-таки снимать не мог: смесь кинохроники, изобретательности и ощущение того, что нужно зрителю не смогли заменить той безграничной власти над зрителем, которую кино обрело в фильмах Гриффита. Эдисон, не связывавший слишком крепко свою жизнь с кинематографом, умер в полном достатке и благополучии. Портер, киномеханик и изобретатель, ставший режиссером, разделил судьбу Жоржа Мельеса и многих, многих других режиссеров немого кино. Впрочем, год его смерти нам известен точно: он умер в нищете, забытый и разоренный, зимой 1931 года. Потому что кино становилось искусством, и уже требовало жертв.
Источник - Сергей Ташевский
Фильмография
- всего фильмов - 156
- первый фильм - 1900
- последний фильм - 2004
- 1898 — Сон кавалера / Cavalier's dream
- 1900 — Сцены англо-бурской войны
- 1900 — Фауст и Маргарита / Faust and Marguerite
- 1901 — Что случилось на 23 улице в Нью-Йорке / What Happened on Twenty-third Street, New York City
- 1901 — Любовь к свету луны / Love by the Light of the Moon
- 1901 — Старая дева с ее фото/ The Old Maid Having Her Picture Taken
- 1901 — День в цирке / Day at the Circus
- 1901 — Другая работа для Андертейкера / Another Job for the Undertaker
- 1901 — Дилемма художника /The artist's dilemma
- 1901 — Конец Бриджит МакКин /The Finish of Bridget McKeen
- 1902 — Жизнь американского пожарного / Life of an American Fireman
- 1902 — Назначение телефона / Appointment by Telephone
- 1903 — Дорога антрацита/ Road of Anthracite
- 1903 — Что случилось в туннеле / What Happened in the Tunnel
- 1903 — Большое ограбление поезда / The Great Train Robbery
- 1903 — Хижина дяди Тома / Uncle Tom’s Cabin
- 1903 — Чистильщик обуви / The Gay Shoe Clerk
- 1904 — Фабрика собак / Dog Factory
- 1904 — / Parsifal
- 1904 — Бывший каторжник / The Ex-Convict
- 1904 — Европейское лечение / European Rest Cure
- 1905 — Жизнь американской полиции / Life of an American Policeman
- 1905 — Ночь перед Рождеством / The Night Before Christmas
- 1905 — Клептоманка / The Kleptomaniac
- 1905 — Мелкое ограбление поезда / The Little Train Robbery
- 1905 — 1906:
- Дочь мельника
- Драма на реке
- Белые колпаки
- 1906 — Жизнь ковбоя / The Life of a Cowboy
- 1906 — Ожидание в церкви / Waiting at the Church
- 1907 — Маленькая девочка не верящая в Санта-Клауса / A Little Girl Who Did Not Believe in Santa Claus
- 1907 — Веселящий газ / Laughing Gas
- 1907 — Соперники / The Rivals
- 1908 — Она / She
- 1908 — Спасенный из орлиного гнезда / Rescued from an Eagle's Nest
- 1908 — Бостонское чаепитие / The Boston Tea Party
- 1908 — Жизнь американского ковбоя / The Life of an American Cowboy
- 1908 — Нерон, поджигающий Рим
- 1909 — Ребенка из леса / A Child of the Forest
- 1909 — Дочь солнца / A Daughter of the Sun
- 1909 — Фауст / Faust
- 1910 — Победа Мисс Лэнгдон / The Winning of Miss Langdon
- 1910 — Большая любвь / The Greater Love
- 1910 — В Toymaker, кукла и дьявол / The Toymaker, the Doll and the Devil
- 1910 — Фермера дочь / The Farmer’s Daughter
- 1910 — Алиса в стране чудес / Alice’s Adventures in Wonderland
- 1910 — Россия, земля угнетения / Russia, the Land of Oppression
- 1911 — Маяк на море / The Lighthouse by the Sea
- 1911 — Капитан Нелл / Captain Nell
- 1911 — Забастовка на шахтах / The Strike at the Mines
- 1911 — Испытание любви / The Test of Love
- 1911 — Железный мастер / The Iron Master
- 1911 — Цена победы / The Price of Victory
- 1913 — Граф Монте-Кристо / The Count of Monte Cristo
- 1913 — В узник Зенды / The Prisoner of Zenda
- 1914 — Тесс из страны бурь / Tess of the Storm Country
- 1914 — Хороший маленький дьявол / A Good Little Devil
- 1915 — Белла Донна / Bella Donna
- 1915 — Заза / Zaza
- 1915 — Продано / Sold
- 1915 — Вечный город / The Eternal City
Ссылки
Комментарии |
Вконтакте |