Личные инструменты
Поделиться ссылкой:
 
Реклама:

Портер, Эдвин

Материал из Все о кино

Перейти к: навигация, поиск
Эдвин Стэнтон Портер
Edwin Stanton Porter

Фото
Имя при рождении
Edwin Stanton Porter
Дата рождения
21.4.1870
Место рождения
Дата смерти
30.4.1941
Место смерти
Направление

Э́двин Стэ́нтон По́ртер (англ. Edwin Stanton Porter; 21 апреля 1870, Пенсильвания, США — 30 апреля 1941, Нью-Йорк, США) — американский кинорежиссёр, оператор, сценарист, продюсер.

Содержание

Биография

Портер и Эдисон

Год рождения Эдвина Портера известен весьма приблизительно: около 1870-х. Его карьера в кинематографе началась, когда в 1900 году он поступил в фирму великого изобретателя всех времен и народов - Томаса Эдисона. В то время Эдисон уже создал небольшую киностудию и, чувствуя в кинематографе весьма денежное дело, старательно боролся со своими европейскими конкурентамим, Люмьерами, Мельесом и еще несколькими режиссерами, чьи фильмы начали проникать в америку. Борьба эта, в основном, велась очень простым и надежным способом: с фильмов конкурентов снимались копии, на титрах которых теперь значилось "СТУДИЯ ЭДИСОН". Такому откровенному пиратству в первые несколько лет существования кино придавалось не больше значения, чем в наше время - поддельным водкам и ликерам в коммерческих киосках. Тем более, вся Америка прекрасно знала о существовании Эдисона, который изобрел все-на-свете, а в реальность Европы, и, тем более, европейского кино верила с большим трудом. Однако с наступлением 20-го века ситуация начала меняться: европейские режиссеры затеяли в Америке несколько судебных процессов по поводу авторских прав, и Эдисон к своему удивлению их проиграл. Халява, как говорится, закончилась. Однако у великого изобретателя оставался еще один козырь: в его студии уже работало множество грамотных инженеров и операторов, которые теперь с кинокамерами в руках отправлялись во все концы мира, привозя каждую неделю сотни метров самой экзотичной кинохроники, составляемой в своеобразные киножурналы и распространяемой по всем американским кинотеатрам. В погоне за редкими сюжетами операторы порой даже рисковали жизнью. Так, например, знаменитым стал один из африканских фильмов, в котором лев приближается к кинокамере и бросается на нее; снимая эти последние в своей жизни кадры, оператор от испуга продолжал как завороженный крутить ручку кинокамеры до самого конца... Одним из таких "разъездных" операторов и стал Эдвин Портер.

Свои фильмы

Очевидно, ему везло, а, может быть, он хорошо чувствовал технику документальной съемки,- так или иначе, через несколько месяцев Эдисон начал обращать внимание на его ленты, которые приносили все больше дохода. Через год Портер был назначен директором студии. Студия Эдисона к тому времени все еще оставалась пиратским кораблем в море кинематографа, только тактика теперь была другой: самые удачные из европейских фильмов не просто копировались, как раньше, а в точности повторялись, переснимались заново - с другими актерами и немного измененными декорациями, что и делало их теперь собственностью Эдисона. Эксперементировать в этой области великому изобретателю было просто некогда. В 1903 году Эдвин Портер впервые нарушил эту традицию и начал снимать свои, оригинальные фильмы. Он знал, как снимать кинохронику: больше движения, больше ярких, необыкновенных сюжетов, и, главное, как можно правдоподобней - чтобы это был кусок настоящей жизни. Настоящей жизни, а не волшебной сказки, как у Жоржа Мельеса. Первый же фильм, принесший Портеру огромный успех, так и назывался: "Жизнь американского пожарного". В этой коротенькой ленте было почти все, что отличает динамичные американские боевики: Пожарному в казарме снится сон, будто его семье грозит опасность. Вдруг его будит сигнал тревоги. Пожарные повозки стремительно мчатся по ночному городу и подъезжают к его родному дому, объятому пламенем. Счастливый конец: пожарный со своими друзьями спасает жену и выносит из пламени ребенка, гасит огонь.

Работая в фирме изобретателя, Эдвин Портер и сам все свои фильмы снимал с некоторыми техническими изюминками, всякий раз стараясь ошеломить, поразить зрителя. Пожалуй, символом его творчества в кино можно считать концовку другого, тоже знаменитого фильма, сохранившегося до наших дней: "Большое ограбление поезда". В последнем кадре этой ленты бандит наводит пистолет прямо на зрителей и стреляет как-бы в зрительный зал. Однако Портер, возможно, не догадывался, что все эти приемы были уже открыты до него в европе, в разных странах и в разных фильмах, начиная с люмьеровского "прибытия поезда", где паровоз как-бы въезжает в зрительный зал. То, что не Портер был первым изобретателем монтажа или крупного плана, в точности доказано многими историками кино (хотя они до сих пор не могут сойтись в том, кто же их все-таки изобрел). Но все эти приемы стали широко применяться в кинематографе именно после Портера, и причина этого была, видимо, очень простой: у него получалось снимать хорошие фильмы. Его дела шли все успешнее, слава становилась все больше, и доходы киностудии росли. К 1911 году, когда Портер наконец решил оставить Эдисона и возглавить другую кинофирму, он уже скопил небольшой капитал, и, главное, был известен своими картинами всей Америке,для которой, в сущности, открыл игровое кино. Однако за несколько лет до того на студии Эдисона произошло одно небольшое событие, на которое никто из служащих тогда не обратил внимания. В один из рабочих дней в кабинет директора вошел почти никому не известный худощавый актер, предложивший Портеру собственный сценарий на историческую тему. Сценарий директору не понравился: он вообще не любил исторические сюжеты, предпочитая снимать фильмы о современной для зрителя жизни, да и стоили такие фильмы слишком дорого. Однако сам актер привлек его внимание, и он предложил ему роль в фильме "Спасенный из орлиного гнезда", который снимался на следующий день. Для театрального актера работа в таком балаганном развлечении, как кино, была крайне унизительна - однако худощавый посетитель очень нуждался в деньгах, и, подумав, согласился. Весь следующий день ему пришлось старательно бороться перед объективом кинокамеры с отвратительным чучелом гигантского орла, к вечеру он получил свои пять долларов, и с тех пор больше на студии не появлялся... Но только на этой студии.

Забытый

Потому что это был первый шаг в кино великого американского режиссера Дэвида Уорка Гриффита. Спустя пять лет его фильм "Рождение нации" (кстати, на столь нелюбимый Портером исторический сюжет) потряс всю страну, и в одночасье заставил зрителей забыть весь преждний кинематограф, все короткие, неловкие, торопливо сделаные фильмы, в которых играли не-профессиональные актеры, и которые снимались не-профессиональными режиссерами... Спустя пять лет были забыты, в сущности, не такие уж плохие, фильмы Портера. А лучше он все-таки снимать не мог: смесь кинохроники, изобретательности и ощущение того, что нужно зрителю не смогли заменить той безграничной власти над зрителем, которую кино обрело в фильмах Гриффита. Эдисон, не связывавший слишком крепко свою жизнь с кинематографом, умер в полном достатке и благополучии. Портер, киномеханик и изобретатель, ставший режиссером, разделил судьбу Жоржа Мельеса и многих, многих других режиссеров немого кино. Впрочем, год его смерти нам известен точно: он умер в нищете, забытый и разоренный, зимой 1931 года. Потому что кино становилось искусством, и уже требовало жертв.

Источник - Сергей Ташевский

Фильмография

  • всего фильмов - 156
    • первый фильм - 1900
    • последний фильм - 2004


Ссылки

Комментарии

Вконтакте Facebook
Мировое искусство Rambler's Top100 Powered by MediaWiki
Последнее изменение страницы: 10:06, 5 апреля 2011.
[GNU FDL] [Источник]

© vseokino.ru 2006—2018

Новые материалы

Справка

Контакты