Личные инструменты
Поделиться ссылкой:
 
Реклама:

Тысяча девятьсот сорок первый (фильм)

Материал из Все о кино

Перейти к: навигация, поиск
Тысяча девятьсот сорок первый
1941

1941 movie.jpg
Композитор
Длительность
118 мин.
Бюджет
ок. 35 млн. $
Страна
Год
Оцените фильм
Рейтинг: N/A ( 0 голосов)

«Ты́сяча девятьсо́т со́рок пе́рвый» (или «1941», 1979) — американский художественный фильм, сатирическая комедия Стивена Спилберга.

Сюжет

Осторожно!  Возможны спойлеры.

Действие фильма разворачивается в Лос-Анджелесе в декабре 1941 года, вскоре после нападения японской авиации на Пёрл-Харбор. Многие жители Лос-Анджелеса абсолютно уверены, что следующий удар японцы нанесут по их городу и всем силами готовятся к обороне.

Коварные японцы действительно послали к побережью Калифорнии подводную лодку под командованием командора Акиро Митамура (Тосиро Мифуне) с заданием «разрушить что-нибудь важное». Эту старую субмарину подарила Японии фашистская Германия, поэтому японцев, которые плохо знакомы с немецкой техникой, консультирует опытный подводник капитан Вольфганг фон Кляйншмидт (Кристофер Ли). Однако даже его опыт не может помочь, когда на лодке выходит из строя компас и японцы обнаруживают, что заблудились, не зная, что находятся всего в паре сотен метров от американского берега. На всплывшую в ночном тумане лодку буквально натыкается пловчиха из калифорнийского клуба «моржей».

В одном из клубов будет проводиться танцевальный конкурс, к которому страстно готовится танцор-любитель Уолли Стивенс (Бобби Ди Чикко). Он намерен выиграть конкурс вместе со своей девушкой Бетти Дуглас (Дайанна Кей) и не подозревает, что всех девушек из патриотических соображений обязали танцевать только с военными. Военные не заставляют себя ждать — в клубе появляются моряки и армейцы, среди которых выделяется зенитный расчёт сержанта Фрэнка Три (Дэн Эйкройд), в том числе капрал Ситарски (Трит Уильямс), который мгновенно «западает» на блондинку Бетти и не даёт ей проходу. Уолли пытается ему помешать, но поскольку он в штатском, ему не удаётся даже войти в клуб.

В это время на шоссе возле бензозаправки в Долине Смерти приземляется истребитель безбашенного лётчика Дикого Билла Келсо (Джон Белуши). Дикий Билл требует заправить ему самолёт и пугает местных жителей рассказами о том, что он вот уже несколько суток гоняется за летающей над Америкой японской эскадрильей. Внезапно мотор его самолёта сам собой заводится и Келсо бросается вслед за своим истребителем по шоссе, паля в воздух из пистолета. Одна из пуль, срикошетив, поджигает бензин и заправка за спиной капитана взлетает на воздух.

В Лос-Анджелес прибывает новый командующий гарнизоном генерал Джозеф Стилвелл (Роберт Стэк), который совершенно не верит в японскую угрозу и всем военным делам предпочитает диснеевский мультфильм «Дамбо». Вместе с ним приезжает его секретарь Донна Страттон (Нэнси Аллен), которая помешана на самолётах. Об этой её слабости знает сексуально озабоченный штабной капитан Лумис Биркхед (Тим Матесон), который всеми силами пытается соблазнить Донну, затащив её в какой-нибудь самолёт. По неосторожности они сбрасывают авиабомбу, которая катится в сторону дающего пресс-конференцию генерала и взрывается сразу после его обещания, что «пока он тут командует, ни одна бомба в Калифорнии не взорвётся».

Уолли пытается убедить Бетти, чтобы она танцевала с ним на конкурсе. Всё это происходит возле дома отца Бетти — Уорда Дугласа, комичного патриота-энтузиаста, который не любит Уолли из-за того, что тот разбил его машину. Уолли прячется от отца Бетти в гараже. Возле дома появляется зенитка сержанта Фрэнка Три, которому дан приказ установить орудие на участке Уорда Дугласа. Соблюдая требования техники безопасности, сержант показывает помешанному на оружии хозяину дома, что нельзя делать, чтобы зенитка случайно не выстрелила — фактически инструктирует его, как надо из неё стрелять. В это время капрал Ситарски обнаруживает Бетти и снова начинает её преследовать. В гараже он сталкивается с Уолли; завязывается драка.

Командир японской субмарины, который никак не может сориентироваться, высаживает на берег в пригороде Лос-Анджелеса разведгруппу, чтобы взять «языка» и узнать, где они находятся. Группа захватывает торговца рождественскими ёлками Холлиса Вуда (Слим Пикенс). Японцы допрашивают его, всё время путаясь из-за созвучия его имени и названия Голливуд. В конце концов, они решают, что Голливуд, «сердце Америки», совсем близко и они смогут его разрушить. Они находят у Вуда в пачке с чипсами маленький игрушечный компас. Поняв, что игрушка представляет для врага интерес, Вуд героически её проглатывает. Японцы поят его слабительным, но Вуд страдает запором и добыть из его желудка компас оказывается не так легко. В результате Вуду удаётся застать японцев врасплох и сбежать с подводной лодки.

В комплексе ярмарочных аттракционов на берегу на вершину колеса обозрения поднимается ночной дозор, который должен наблюдать за небом и сообщать о возможном авианалёте. Один из дозорных панически боится высоты, а второй — ярмарочный чревовещатель, у которого в мешке живёт похожая на него кукла, разговорами с которой он в случае чего развлекается.

Чокнутый Билл Келсо гоняет над Америкой воображаемую японскую эскадрилью, постепенно приближаясь к Лос-Анджелесу.

Генералу Стилвеллу мешают смотреть мультики, докладывая, что командующий законсервированной авиабазой полковник Мэдмен Мэддокс уверен, что японцы высадили десант для захвата его базы и срочно требует подкреплений. Для того, чтобы успокоить Мэддокса, генерал посылает Донну Страттен; сопровождать её вызывается капитан Лумис Биркхед.

Вечером в клубе начинается танцевальный конкурс, на который Уолли удаётся проникнуть после того, как он оглушает военного полицейского и забирает его форму. Он танцует с Бетти, одновременно отбиваясь от капрала Ситарски, зарабатывает первый приз и провоцирует грандиозную драку между моряками и пехотинцами. Драку останавливает прибывший на танке сержант Три, который произносит зажигательную патриотическую речь.

На авиабазе Мэддокса капитан Биркхед сажает Донну в самолёт, потому что соблазнить её на земле у него не получается, и они летят на нём в сторону Лос-Анджелеса. На старом бомбардировщике нет радио, силам ПВО опознать его в темноте не удаётся, самолёт принимают за японский и по всему штату объявляется воздушная тревога. Начинается беспорядочная стрельба в небо из зениток и всех видов стрелкового оружия, которая наносит ущерб прежде всего высотным постройкам и рекламным плакатам. Сержант Три, который пулемётным огнём гасит демаскирующую город иллюминацию, ушиблен упавшей на него гигантской фигурой Санта-Клауса и находится в невменяемом состоянии. Экипаж ведёт танк к парку аттракционов.

Слетевшая с катушек Донна в пилотской кабине бомбардировщика занимается любовью с Биркхедом, который одновременно пытается управлять самолётом. В это время на перехват выходит истребитель Дикого Билла Келсо. Он преследует почти неуправляемый бомбардировщик над Лос-Анджелесом и ведёт с ним огневой бой буквально между домами бульвара Сансет. Оба самолёта падают неподалёку от парка отдыха. Дикий Билл Келсо отбирает у военного курьера мотоцикл и мчится к побережью.

Уорд Дуглас замечает всплывшую японскую субмарину. Поскольку возле зенитки в этот момент нет расчёта, он самостоятельно направляет её на подлодку и открывает огонь, не обращая внимания на то, что одновременно разрушает свой дом. В это время его дети, которым поручено спустить дозорных с ярмарочного колеса, вместо этого включают иллюминацию парка развлечений. Командор Митамура решает, что на берегу сверкает огнями какой-то индустриальный центр, и открывает огонь из пушек по колесу обозрения. Снаряд сбивает колесо со стойки, оно катится по пирсу и сваливается в воду.

На пирсе появляется танк сержанта Три, который открывает по лодке огонь из орудия. Коммандер Митамура отвечает торпедным залпом, который сносит пирс вместе с танком. Последним по разрушающемуся пирсу проносится мотоцикл Дикого Билла Келсо, который, видимо, пытается с разгону таранить им подводную лодку, но не долетает до цели и падает в воду.

Дозорные с колеса обозрения и экипаж танка плывут к берегу, а Дикий Билл Келсо — к японской субмарине. Взобравшись на неё, он прорывается внутрь до того, как она успевает погрузиться, и требует от остолбеневших японцев, чтобы они отвезли его в Токио.

На следующее утро возле остатков дома Дугласов появляется генерал Стилвелл и собираются все персонажи фильма, сохранившие способность передвигаться. Уорд Дуглас произносит прочувствованную патриотическую речь и пытается прибить к входной двери рождественский венок — символ мира и спокойствия. После первого же удара молотком остатки его дома сползают в океан.

Интересные факты

  • В фильме есть пародийные цитаты из предыдущих фильмов Спилберга.
    • Всё построение вступительного эпизода пародирует начало фильма «Челюсти», и даже девушку из клуба «моржей» в начальном эпизоде фильма сыграла Сьюзан Бэклайни, игравшая также первую жертву чудовищной акулы.
    • Истребитель Дикого Билла Келсо садится возле заправочной станции, где происходило действие одного из эпизодов фильма «Дуэль».
  • Джон Уэйн не только отказался от роли генерала Стилвелла, но и пытался отговорить Спилберга от постановки «непатриотичного» фильма.
  • В качестве членов команды японской подлодки снимались жители Калифорнии азиатского происхождения, которых приглашали для участия в массовке. Игравший капитана подлодки Тосиро Мифуне был так раздосадован их недисциплинированностью, что выпросил у Спилберга разрешение «привести их в форму» своими средствами. Войдя в образ, он принялся орать на них, как на новобранцев, и вскоре добился образцовой дисциплины.
  • Некоторые из сцен фильма были такими шумными, что Спилбергу приходилось вместо крика «Стоп!», которого никто из актёров не слышал, стрелять холостыми очередями в воздух из взятого у реквизитора пулемёта.
  • Режиссёр Джон Лэндис сыграл эпизодическую роль курьера-мотоциклиста, с ног до головы заляпанного грязью.
  • Спецэффекты в этом фильме стали последней работой в кино легендарного мастера комбинированной съёмки А. Д. Флауэрса.
  • Съёмки фильма продолжались 247 дней, отснятый материал составил около 300 тысяч метров плёнки.
  • Предварительный трейлер фильма сосредотачивал внимание зрителя на персонаже Джона Белуши, которого в трейлере называли «Дикий Уэйн Келсо». В окончательном монтаже фильма его героя звали «Дикий Билл Келсо». В первоначальной версии сценария эта роль была совсем незначительной, но она была существенно расширена, когда играть Келсо согласился Белуши.
  • Первоначально планировалось завершать каждую часть фильма, как это было принято в военное время, призывом к аудитории покупать боны военного займа. Потом Спилберг от этой идеи отказался.
  • Фильм собрал в американском прокате лишь около 32 миллионов долларов, однако более чем окупился по итогам мирового проката, собрав за пределами США более 60 миллионов долларов.[1]
  • Расширенный монтаж фильма был впоследствии сделан Спилбергом для показа по телевидению и выпущен на коллекционном DVD-издании.
  • В одной из не вошедших в фильм сцен Холлис Вуд ожидает, что сейчас его будут пытать. Появляется капитан Вольфганг фон Кляйншмидт, который держит в руках странное приспособление, похожее на пыточный инструмент. В следующую секунду оказывается, что это складные плечики для плаща. Спилберг так жалел, что сцену пришлось удалить, что поклялся любой ценой вставить этот гэг в один из следующих фильмов. В итоге эта шутка появилась в «Искателях потерянного ковчега».
  • Фильм номинировался на «Оскар» в трёх номинациях - за лучшую работу оператора, за лучшие визуальные эффекты и за лучший звук.

Ссылки

Комментарии

Вконтакте Facebook
Мировое искусство Rambler's Top100 Powered by MediaWiki
Последнее изменение страницы: 11:04, 29 апреля 2007.
[GNU FDL] [Источник]

© vseokino.ru 2006—2024

Новые материалы

Справка

Контакты