Личные инструменты
Поделиться ссылкой:
 
Реклама:

Шепитько, Лариса Ефимовна

Материал из Все о кино

Перейти к: навигация, поиск
Лариса Шепи́тько
Имя при рождении
Лариса Ефимовна Шепитько
Дата рождения
Дата смерти
2 июня 1979 (погибла в автокатастрофе)
Гражданство
Профессия
Карьера

Лари́са Ефи́мовна Шепи́тько (6 января 1938, Артёмовск Украинской ССР2 июня 1979, Калининская обл.) — советский кинорежиссёр, сценарист, актриса.

Содержание

Биография

Закончила среднюю школу во Львове. В 1955 поступила на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская А. П. Довженко, после его смерти в 1956 — мастерская М. Е. Чиаурели). Еще в студенческие годы она снялась с нескольких фильмах в качестве актрисы, в том числе в «Поэме о море» (1958), начатой А. П. Довженко и завершенной его супругой, Юлией Солнцевой.

Первый полнометражный фильм — дипломная работа «Зной» (1963) по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз» — снимался в Киргизии, где как раз незадолго до этого была реорганизована Киностудия документально-художественных фильмов, получившая в 1961 название «Киргизфильм». На этапе монтажа картины Ларисе Шепитько помогал Элем Климов, в то время также студент ВГИКа. В 1963 они становятся супругами (их единственный сын Антон родился в 1973). А фильм «Зной» был удостоен премии за дебют на МКФ в Карловых-Варах (1964).

Известность Ларисе Шепитько принес ее второй фильм «Крылья» (1966), рассказывающий о послевоенной судьбе летчицы Натальи Петрухиной — одну из лучших своих ролей в этом фильме сыграла Майя Булгакова, признанная в 1966 «лучшей актрисой года».

Следующий фильм — «Родина электричества» по мотивам рассказа Андрея Платонова — снимался в деревне Сероглазка Астраханской области, причем в картине были заняты и многие непрофессиональные исполнители, жители деревни. Фильм вместе с новеллами «Ангел» А. С. Смирнова и «Мотря» Г. С. Габая должен был войти в киноальманах «Начало неведомого века», который студия «Мосфильм» готовила к 50-летию Великого Октября. Однако по цензурным соображениям ни «Родина электричества», ни «Ангел» не были выпущены на экран (картину удалось восстановить и показать зрителям только через 20 лет, в 1987). Кстати, именно Андрей Смирнов вскоре снял свой самый знаменитый фильм «Белорусский вокзал» (1970), съемки которого первоначально планировалось поручить Ларисе Шепитько.

Затем Лариса Шепитько снимает свой первый цветной фильм, музыкальную сказку «В тринадцатом часу ночи» (1969) — новогоднее ревю с такими известными артистами, как Владимир Басов, Георгий Вицин, Зиновий Гердт, Спартак Мишулин, Анатолий Папанов и др.

Вторая (и последняя) цветная картина «Ты и я» (1972) была снята по сценарию Ларисы Шепитько и Геннадия Шпаликова и посвящена их поколению, поколению тридцатилетних. Герои фильма — Петр и Саша, талантливые ученые-медики, которые «ради случайных и необязательных удач, ради престижных перспектив... отложили свой талант на время (как они полагали) и устремились в мир материально-деловых завоеваний» [1]. Главные роли в фильме сыграли Леонид Дьячков, Юрий Визбор и Алла Демидова (первоначально на главную женскую роль пробовалась Белла Ахмадулина). В том же году на МКФ в Венеции режиссёр был награжден за эту картину медалью в конкурсе молодого кино.

В 1974 Ларисе Шепитько было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Вскоре начинаются съемки фильма «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников». В этом фильме первые большие роли блестяще сыграли молодые актёры Борис Плотников и Владимир Гостюхин. Фильм находился на грани запрета и вышел на экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК КП Белоруссии Петра Машерова. «Восхождение» — сильная экзистенциальная драма о вере и предательстве — было удостоено главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, а на международном кинофестивале в Западном Берлине фильм получил Гран-при «Золотой медведь», премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри. В 1978 Лариса Шепитько получила приглашение войти в жюри Берлинского кинофестиваля.

После этого режиссёр готовит сценарий фильма «Матёра» по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Съемки должны были проходить на озере Селигер, и в начале июня 1979 туда была запланирована киноэкспедиция.

Ранним утром 2 июля 1979 киносъемочная «Волга»-пикап на пустынном шоссе по неустановленной причине вышла на полосу встречного движения и врезалась в мчавшийся навстречу грузовик. На 137-м километре Ленинградского шоссе в сторону Твери, близ поселка Редкино, оборвалась жизнь Ларисы Шепитько и членов съемочной группы (в машине находились также оператор Владимир Чухнов, художник Юрий Фоменко и их ассистенты).

Работу над фильмом «Матёра» завершил муж Ларисы Шепитько, кинорежиссёр Элем Климов, назвавший картину «Прощание» (1982). Он также снял о ней документальный фильм «Лариса» (1980), смонтированный из фрагментов ее фильмов и интервью с ее коллегами.

Похоронена Лариса Шепитько на Кунцевском кладбище.

Фильмография

Режиссерские работы

Сценарии

Актерские работы

Примечания

  1. Юрий Визбор. Когда все были вместе

Ссылки

Комментарии

Вконтакте Facebook
Мировое искусство Rambler's Top100 Powered by MediaWiki
Последнее изменение страницы: 22:12, 23 июня 2007.
[GNU FDL] [Источник]

© vseokino.ru 2006—2024

Новые материалы

Справка

Контакты