Бертолуччи, Бернардо
Материал из Все о кино
Бернардо Бертолуччи (итал. Bernardo Bertolucci; род. 16 марта 1940, Парма, Италия) — итальянский кинорежиссёр, драматург и поэт. В 1960-е годы выступал как последователь Годара и Пазолини, увлекался коммунизмом и фрейдизмом, тонко переплетал в своих фильмах социальное с интимным. Во многих лентах обращался к табуированным формам человеческой сексуальности — инцесту, триолизму, гомосексуальности. Постоянно сотрудничает с оператором Витторио Стораро, прозванным итальянскими критиками «богом светотени».
После триумфального успеха фильмов «Конформист» (1970) и «Последнее танго в Париже» (1972) работал за пределами Италии, в том числе на буддийском Востоке, называя себя «скептическим буддистом-любителем». Последние восемь лет не снимает.
Биография
Бернардо Бертолуччи родился в семье поэта Аттилио Бертолуччи. Его отец, поэт, кинокритик, профессор истории искусств, поощрял интерес Бернардо к фильмам, часто брал его с собой на съёмки. Первой пробой работы в кино стали его любительские фильмы на 16-мм плёнке — «Канатная дорога» (1957) и «Смерть свиньи» (1958). Во время учёбы на философском факультете в Риме познакомился с Пьером Паоло Пазолини, которому ассистировал на съёмках фильма «Аккатоне» (1961). Увлекается левыми идеями, вступает в Итальянскую коммунистическую партию.
В 1962 году Бертолуччи бросил университет и снял свой первый игровой фильм «Костлявая кума» (La Commare Secca). В этом же году вышла его книга стихов «В поисках загадки», за которую Бертолуччи получил премию Виареджо.
В 1964 году Бертолуччи снимает «Перед революцией» (Prima Della Rivoluzione).
В 1965—1966 годах снял полнометражный документальный телефильм «Нефтепровод», работал над незавершённым фильмом «Канал» (1966), поставил короткометражный игровой фильм «Агония» для альманаха «Любовь и ярость» (Amore E Rabbia, 1967).
В 1968 в фильме «Партнёр» (Partner) перенёс на большой экран действие повести Достоевского «Двойник». Вместе с Серджио Леоне и Дарио Ардженто работает над сценарием культового вестерна «Однажды на Диком Западе».
В 1969 году на экраны выходит его телефильм «Стратегия паука» (La Strategia Del Ragno, по мотивам рассказа Х. Л. Борхеса).
В 1970 получил всемирную известность благодаря ленте «Конформист» (Il Conformista), исследующей психологические истоки фашизма.
В получившей скандальную известность ленте «Последнее танго в Париже» (Last Tango In Paris/Dernier Tango А Paris, 1972) создал романтическую версию современной трагедии любви, в которой герой оказывается жертвой ложных условностей буржуазного круга.
В 1976 году снимает эпопею «Двадцатый век» (Novecento), главные роли в которой исполнили Жерар Депардье и Роберт де Ниро.
После встреченных критикой в штыки фильмов «Луна» (La Luna, 1979) и «Трагедия смешного человека» (La Tragedia Di Un Uomo Ridicolo, 1981) надолго порвал с итальянской тематикой.
Переездом в Англию начался его «космополитический» период творчества.
На материале китайской истории создаёт фильм «Последний император» (The Last Emperor, 1987), получивший высокую оценку американского киноистеблишмента и «Оскар» за лучший фильм.
Экранизацией одноимённого романа Пола Боулза стала его психологическая драма на африканском материале «Под покровом небес» (другое название — «Чай в пустыне») (The Sheltering Sky, 1990). «Маленький Будда» (Little Buddha, 1993) оказался адаптацией преимущественно для американской аудитории хрестоматийных постулатов буддизма.
После 15 лет отсутствия снял в Италии фильм «Я танцую одна»/«Ускользающая красота» (Io Ballo da Sola/Stealing Beauty, 1995).
В 2003 году на экраны вышел фильм «Мечтатели».
После выхода на экраны «Мечтателей» был анонсирован фильм «Бельканто». Но Бертолуччи отложил съёмки на неопределённый срок и объявил о запуске нового проекта. Вместе с продюсером Джереми Томасом Бертолуччи решил снимать англоязычную биографическую драму. Она носит название «Рай и ад». Уже известно, что центральная фигура — итальянский музыкант и убийца Джезуальдо да Веноза, живший в XVI веке. Говорят, что толчок творчеству этого композитора придали страдания, связанные с убийством им же собственной первой жены и её любовника.
Фильмография
- 1962 — Костлявая кума / La commare secca
- 1964 — Перед революцией / Prima della rivoluzione
- 1966 — Канал / Il canale
- 1967 — Нефтепровод / La via del petrolio (телевизионный)
- 1968 — Партнёр / Partner
- 1969 — Любовь и ярость
- 1970 — Конформист / Il conformista
- 1971 — Бедные умирают первыми / La salute è malata (документальный)
- 1972 — Последнее танго в Париже / Ultimo tango a Parigi
- 1976 — Двадцатый век / Novecento
- 1979 — Луна / La Luna
- 1981 — Трагедия смешного человека / La tragedia di un uomo ridicolo
- 1987 — Последний император / The Last Emperor
- 1987 — 12 режиссёров о 12 городах
- 1990 — Под покровом небес / The Sheltering Sky
- 1993 — Маленький Будда / Little Buddha
- 1996 — Ускользающая красота / Stealing Beauty
- 1998 — Осаждённые / Besieged
- 2002 — На десять минут старше: Виолончель (эпизод «История вод») / Ten Minutes Older: The Cello (segment Histoire d’eaux)
- 2003— Мечтатели / The Dreamers
Бертолуччи считает своим лучшим оператором Витторио Стораро, который умеет снимать не только романтические сцены, но и ядерные взрывы.
Ссылки
Комментарии |
Вконтакте |