Мультипликация
Материал из Все о кино
Мультиплика́ция (от multiplicatio — умножение, увеличение, возрастание, размножение) анима́ция (англ. animation — одушевление, animare — оживить) — вид, произведения которого создаются путём покадровой съёмки отдельных рисунков (в том числе составных) — для рисованных фильмов, или покадровой съёмки отдельных театральных сцен — для кукольных фильмов. В настоящее время помимо привычного термина «мультипликация» широко употребляется также и термин «анимация».
В графической мультипликации кадры — это последовательные фазы движения рисованных объектов (графических, теневых (силуэтных)), основанные на плоских марионетках и «перекладках», включая и фотовырезки). В объёмной мультипликации кадры являются фотографиями объёмных объектов — кукольных, барельефных, пластилиновых. В компьютерной мультипликации кадры синтезируются (обсчитываются) специальными компьютерными программами. Современные виды: 3D, Flash.
Исходя из психофизиологических особенностей человеческого визуального восприятия для создания эффекта плавного движения скорость смены кадров должна быть не менее 18 кадров в секунду. В современном кинематографе используется стандарт в 24 кадра в секунду.
Содержание |
История мультипликации
Принцип мультипликации был найден задолго до изобретения братьями Люмьер кинематографа. Бельгийский физик Жозеф Плато, австрийский профессор-геометр С. фон Штампфер и другие учёные и изобретатели использовали для воспроизведения на экране движущихся изображений вращающийся диск или ленту с рисунками, систему зеркал и источник света — фонарь.
- 30 августа 1877 года считается днём рождения рисованной мультипликации — было запатентовано изобретение Эмиля Рено.
- 28 октября 1892 — Эмиль Рено демонстрирует в парижском Музее Гревен первую графическую ленту с помощью аппаратов «оптический театр», действующих иначе, чем кинопроектор — до изобретения кинематографа.
- 1906 — Американская компания The Vintagraph Co. Of America выпускает один из первых мультипликационных фильмов, снятых на киноплёнку — Humorous Phases of Funny Faces.
- 1908 — художник-карикатурист Эмиль Коль, Франция начинает активно заниматься графической мультипликацией.
- 1911—1913 — в России первые объёмные мультфильмы были поставлены режиссёром В. А. Старевичем.
- В СССР Союзмультфильм выпускает мультфильмы.
- 1958 - первые мультипликационные фильмы в Японии создают поджанр аниме
- 1969—1993 — Первый русский мультсериал «Ну, погоди!». Режиссёр: Вячеслав Котёночкин.
- 1988 — основана первая в СССР негосударственная мультипликационная студия «Пилот».
- В 1999 году мультфильм «Старик и море» реж. Александра Петрова стал первым в истории кино мультфильмом для кинотеатров большого формата IMAX. В 2000 году этот же мультфильм был удостоен премии Американской киноакадемии «Оскар».
- В 2003-м году «Ёжик в тумане» был признан лучшим мультфильмом всех времён и народов по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран.
- 2006 — в Суздале с 9 по 13 февраля прошёл 11-й Открытый российский фестиваль анимационного кино. На конкурс было представлено около 50 фильмов.
Анимационная педагогика
Своим демократизмом и многообразием искусство мультипликации вызвало естественный интерес у педагогов. В СССР возникли многочисленные детские анимационные студии, начали проводиться детские кино- и анимационные фестивали. Одна из ярких школ анимационной педагогики развилась в Днепропетровске.
Аниматоры и режиссёры-мультипликаторы
- Хитрук, Фёдор Савельевич
- Владислав Старевич
- Уолт Дисней
- Иван Петрович Иванов-Вано
- Вячеслав Михайлович Котёночкин
- Ян Леница
- Хаяо Миядзаки
- Макото Синкай
- Свиридов Максим
- Юрий Норштейн
- Александр Петров
- Александр Татарский
- Ковалёв, Игорь
- Елена Петровна Баринова
- Осаму Тэдзука
- Ральф Бакши
- Дон Блатт
- Мамору Осии
- Кацухиро Кавамото
- Рене Лалу
- Борис Аблынин
- Майкл Дудок Де Вит
- Доктор Сьюз
- Владимир Дахно
- Давид Черкасский
- Окамото Таданари
Персонажи
Специальное слово для обращения к мультипликационным персонажам — Мультяшка (англ. toon) — персонаж со стилизованной гротескной внешностью и специфическими особенностями, отличающими его от людей. Наиболее ярко такое обособление рисованных персонажей выражено в фильмах Cool World и Кто подставил кролика Роджера. Далеко не всегда анимационный персонаж — бесконечно пластичное, бессмертное существо.
- Братья Пилоты
- Багз Банни
- Масяня
- Смешарики
- Чебурашка
- Симпсоны
- Бивис и Батхед
- Плуто
- Волк и Заяц (см. Ну, погоди!)
Библиография
- Гарольд Уайтэкер и Джон Халас, «Тайминг в анимации». Timing For Animators. ISBN 0-240-51310-X
Ссылки
Комментарии |
Вконтакте |