Пазолини, Пьер Паоло
Материал из Все о кино
Пьер Паоло Пазолини (итал. Pier Paolo Pasolini) (5 марта 1922, Болонья, Италия — 2 ноября 1975, Остия, Италия) — выдающийся итальянский кинорежиссёр. Поэт и писатель. По своим политическим взглядам являлся марксистом и коммунистом; что, наряду с нетрадиционной сексуальной ориентацией, находило отражение в его литературных и кинематографических творениях, в которых он с антибуржуазных позиций высказывался на темы политики, религии и идеологии, эпатируя публику оригинальными прочтениями классических мифов и парадоксальнейшим образом сочетая марксизм с учением Христа и человеческой сексуальностью в самых разнообразных и неожиданных её проявлениях.
Содержание |
Биография
Пазолини вырос в католической семье, однако сам называл себя атеистом и нередко критиковал Римско-Католическую Церковь.
Пазолини стал знаменитым задолго до того, как начал снимать фильмы. Он начал писать стихи в 17 лет, впервые опубликовался в 19. В 1957 году с сборник стихов «Пепел Грамши» удостоился премии Виареджо. Первый фильм Пазолини «Аккатоне» (1961), основанный на его собственном романе, в духе неореализма рассказывал о жизни римских трущоб. В 1962 году Пазолини был арестован за участие в съемках фильма «РоГоПаГ» и приговорён к условному заключению.
В своих дальнейших киноработах Пазолини в основном использовал классические литературные произведения («Евангелие от Матфея», «Царь Эдип», «Декамерон», «Кентерберийские рассказы», «Медея», «Сало, или 120 дней Содома»). После Второй мировой войны Пазолини вступил в коммунистическую партию, откуда через некоторое время был исключен за развращение малолетних, реальная причина была в том, что он не скрывал своей гомосексуальности. Несмотря на это, он до конца жизни оставался убеждённым коммунистом.
В начале семидесятых годов XX века Пазолини путешествовал по странам Востока — Ирану, Йемену, Непалу, — чтобы собрать материал для «Трилогии жизни», состоящей из «Декамерона» (1971), «Кентерберийских рассказов» (1972) и «Цветка 1001 ночи» (1974). В этих фильмах Пазолини пытался, по его словам,
- противостоять как излишней политизации и утилитаризму левых партий, так и нереальности массовой культуры, создавая фильмы, где вы можете найти естественное чувство тела, то физическое начало (élan vital), которое было давно утрачено.
Стихотворение 1968 года «Компартия — молодежи!»
Поздние 1960-е и ранние 1970-е были эрой всплеска рабочего и студенческого движения. Зачастую 1968 год называют годом студенческой революции из-за произошедших в это время массовых радикальных выступлений молодежи, сопровождавшихся значительными столкновениями с полицией. Пазолини касательно Битвы в Валле Джулиа, имевшей место в Риме в марте 1968, заявил, что симпатизирует полиции, так как они «дети бедняков», в то время как студенты были «молодыми представителями буржуазии». Свое отношение к столкновениям полиции и студентов он выразил в стихотворении «Компартия — молодежи!», одном из «самых обсуждаемых, самых известных, самых упоминаемых» стихотворений поэта. При этом Пазолини не отрицал того, что студенты вдохновлялись левыми идеями, сторонником которых он сам был.
- «На Валле Джулиа, таким образом, произошел эпизод
- классовой борьбы: и вы, друзья (хоть и стояли за
- праведное дело) представляли богатых,
- в то время как полицейские (стоявшие за
- неправедное дело)
- представляли бедных».
Для него принципиальным моментом было то, что большинство студентов были выходцами из буржуазных семей и весь их бунт был лишь бунтом против отцов, бунтом внутри буржуазного строя за его видоизменение, за получение для себя дополнительных благ. Стихотворение сразу же вызвало резкую критику в левой и студенческой среде, что неудивительно, учитывая, что студенческие выступления, наполненные яростной антикапиталистической риторикой, были тогда на пике своего развития. Более того, каждому было понятно, что «никто не противостоял полицейскому как люмпен-пролетарию. Студентов не устраивала та функция и роль, которую играли силы правопорядка во всей системе». С другой стороны, сам Пазолини в ходе дискуссий неоднократно заявлял, что это стихотворение нельзя воспринимать прямолинейно, что это лишь «провокация», цель которой — заставить студентов проанализировать свое положение и сделать нужный выбор: от бунта к Революции.
Даже в самом стихотворении он призывает молодежь не к примирению, а к другим действиям, действиям внутри КПИ, а значит, более организованным и с более ясной конечной целью.
- "Но давайте же, скорее, дети, нападайте на
- отделения Компартии! Захватывайте ячейки!
- Занимайте офисы
- Центрального Комитета! Ну же,
- разбейте лагерь на виа делль Боттеге Оскуре!
- Хотите Власти? захватите её, по крайней мере,
- в партии, которая всё-таки оппозиционна
- (пусть и изрядно потрёпанная, благодаря власти
- синьоров в двубортных пиджаках, любителей
- бочче, любителей литот, буржуазных сверстников
- ваших глупых отцов)
- и хотя бы в теории ставит своей целью разрушение
- Власти".
В 2008 году в Свободном марксистском издательстве вышла брошюра «"Компартия — молодежи!" Стихотворение 1968 года и дискуссия о нём», в которой, кроме самого стихотворения, представлены материалы, отражающие как мнение критиков, так и мнение самого Пазолини и его сторонников.
Убийство
Пьер Паоло Пазолини был убит 2 ноября 1975 года в Остии близ Рима. Его тело было найдено утром в луже крови. У него было переломано 10 ребер, раздавлено сердце, разбита челюсть, сломана левая рука и наполовину вырваны уши. По его трупу несколько раз проехала машина. 17-летний Пино Пелози (Pino Pelosi) был арестован и осужден за убийство, но 7 мая 2005 года он отказался от своего добровольного признания в убийстве, и расследование было возобновлено. В преступлении участвовали сразу четыре убийцы, а не один Пелози. По данным журнала Oggi, помимо Пелози в убийстве Пазолини принимали участие ещё два подростка, братья Франко и Джузеппе Борселино, умершие впоследствии от СПИДа. Личность четвертого злоумышленника не установлена. Это преступление (наряду с делом Вильмы Монтеси) продолжает оставаться одной из самых больших нераскрытых тайн Италии XX века.
Фильмография
Художественные фильмы
- 1961 — Аккатоне / Accattone
- 1962 — Мама Рома / Mamma Roma
- 1964 — Евангелие от Матфея / Il Vangelo secondo Matteo
- 1966 — Птицы большие и малые / Uccellacci e uccellini
- 1967 — Царь Эдип / Edipo re
- 1968 — Теорема / Teorema
- 1969 — Свинарник / Porcile
- 1969 — Медея / Medea
- 1971 — Декамерон / Il Decameron
- 1972 — Кентерберийские рассказы / Racconti di Canterbury
- 1974 — Цветок тысяча одной ночи / Il fiore delle mille e una notte
- 1975 — Сало, или 120 дней Содома / Salò o le 120 giornate di Sodoma
Эпизоды в киноальманахах
- 1963 — РоГоПаГ / Ro.Go.Pa.G. (эпизод «Овечий сыр» / «La Ricotta»)
- 1967 — Ведьмы / Le Streghe (эпизод «Земля, увиденная с луны» / «La terra vista dalla luna»)
- 1968 — Каприз по-итальянски / Capriccio all’italiana (эпизод «Что за облака?» / «Che cosa sono le nuvole?»)
- 1969 — Любовь и гнев / Amore e rabbia (эпизод «История с бумажным цветком» / «La sequenza del fiore di carta»)
Документальные
- 1963 — Гнев / La Rabbia (первая часть)
- 1964 — Стены Саны / Le mura di Sana
- 1965 — Il Padre selvaggio
- 1965 — Comizi d’amore
- 1965 — Выбор натуры в Палестине для «Евангелия от Матфея» / Sopraluoghi in Palestina per il vangelo secondo Matteo
- 1968 — Заметки к фильму об Индии / Appunti per un film sull’India (телевизионный)
- 1970 — Наброски романа о нечистотах / Appunti per un romanzo dell’immondeza
- 1970 — Заметки в поисках африканского Ореста / Appunti per un’Orestiade africana
- 1972 — 12 декабря / 12 dicembre
Cсылки
Комментарии |
Вконтакте |