Личные инструменты
Поделиться ссылкой:
 
Реклама:

Уолт Дисней

Материал из Все о кино

Перейти к: навигация, поиск
Уолт Дисней
Walt Disney

Фото
Имя при рождении
Уолтер Элайас Дисней
Дата рождения
Место рождения
Дата смерти
Место смерти
Гражданство
Карьера
Направление

Уолтер Элайас «Уолт» Дисней (англ. Walter Elias «Walt» Disney, МФА: [ˈwɔlt ˈdɪzni], 5 декабря 1901(19011205) — 15 декабря 1966) — американский художник-мультипликатор, кинорежиссёр, актёр, сценарист и продюсер, основатель компании «Walt Disney Productions», которая к настоящему времени превратилась в медиаимперию «The Walt Disney Company».

Является создателем первого в истории звукового мультфильма, первого музыкального и первого полнометражного. В своей необыкновенно напряжённой жизни Уолт Дисней как режиссёр снял 111 фильмов и был продюсером еще 576 киноработ. Заслуги Диснея в области киноискусства были отмечены 26 премиями «Оскар» и многими другими наградами и премиями.

Содержание

Биография

Ранние годы

Уолт Дисней родился 5 декабря 1901 года в Чикаго. Среди его предков были англичане, ирландцы и немцы. В 1906 году семья переехала на ферму в штат Миссури, а в 1910 году — в Канзас-сити. В 14 лет подрабатывал как разносчик газет. Во время Первой мировой войны Дисней год прослужил за рулем санитарной машины Международного Красного Креста во Франции.

В 1919 году Дисней устраивается художником на студию кинорекламы, где начинает создавать свои первые рекламные фильмы — тогда же у него возникло желание продолжить свои эксперименты в мире рисованной анимации. Со временем Дисней открыл в Канзас-Сити свою первую студию анимации «Laugh-O-Gram», где его компаньоном и ведущим аниматором стал Аб Айверкс. Однако вскоре фирма обанкротилась.

Дебют

В 19221937 годах он выступал как сугубо творческий работник, а после войны занялся кинопроизводством. В 1923 году Дисней переезжает в Лос-Анджелес, где со своим братом Роем создает в Голливуде The Walt Disney Company как небольшую анимационную студию. Первого марта 1924 года Дисней представил свой первый трюковый фильм «День Алисы на море», подсказанный героями книжки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Свою серию фильмов, нарисованных в 19261927 годах, режиссёр тоже назвал в честь героини этой книги — «Алиса в стране мультипликации» (всего Дисней снял 56 фильмов о приключениях Алисы). Тогда же начал формироваться стиль диснеевских фильмов.

Творческий путь

В 1927 году огромную популярность получил фильм «Кролик Освальд», а его герой открывает галерею знаменитых персонажей из фильмов Диснея. Мышонка Микки Мауса, которого нарисовал компаньон Диснея и по совместительству старший аниматор Аб Айверкс, сначала звали Мортимер, но вскоре он получил имя, сегодня хорошо известное во всём мире. Впервые мышонок Микки Маус появился в немом фильме «Безумный аэроплан» (1928), а в том же году стал героем и первого звукового фильма Диснея — «Пароходик Вилли» (первый в истории рисованный фильм с синхронным звуком). В первых лентах Дисней озвучил мышонка, а вскоре этот фильм открыл перед молодым режиссёром дорогу к оглушительной карьере. Тогда же окончательно сформировался узнаваемый стиль диснеевских фильмов, во многом определявшийся личным вкладом его старшего мультипликатора Аба Айверкса.

В 1929 году Дисней начал работать над циклом «Забавные симфонии», и к 1938 году снял свыше 70 серий, включая такие шедевры, как «Танец скелетов» (1929), «Гадкий утенок» (1932), «Три поросенка» (1933). Уже в этих фильмах появляются герои, ставшие всемирно известными — смешные собачонки Плуто (1930) и Гуфи (1932), а также утенок Дональд Дак (в своей характерной матросской форме он стал одним из наиболее знаменитых персонажей из диснеевских мультфильмов, впервые появившись на экране в 1934 году).

Дисней сколотил огромный капитал на популярности своих персонажей. После выхода на экран эти герои появлялись на страницах комиксов, на тысячах различных предметов. Уже в 1930-е годы появились игрушки, похожие на героев Диснея. Образы Микки Мауса или утенка Дональда Дака использовали при производстве часов, предметов одежды и других вещей повседневного пользования. Нередко с их помощью рекламировали те или иные товары. Дисней продавал за границу лицензии, разрешающие использовать в коммерческих целях образы из его мультфильмов.

Когда Диснею было 14 лет и он подрабатывал продажей газет, в Канзас-Сити он увидел короткий немой мультфильм о Белоснежке, который ему запомнился на всю жизнь. Осенью 1934 года Дисней сделал первый набросок сценария по мотивам сказки братьев Гримм. Над последней версией этого сценария вместе с Диснеем трудилось несколько человек, включая Отто Ингландера, Эрла Харда и Тэда Сирса. 21 декабря 1937 года на экранах Америки впервые был показан полнометражный анимационный фильм Диснея «Белоснежка и семь гномов» по сказке братьев Гримм. «Белоснежка» принесла Диснею огромный успех: всемирную популярность, свыше 8 млн долларов дохода и восторженные отклики в профессиональной прессе.

Вскоре появились новые полнометражные фильмы диснеевской студии. «Пиноккио» (1940) по сказке итальянского писателя ΧΙΧ века Карло Коллоди зрителями был воспринят с восторгом, который разделяли и критики. И этот успех был результатом титанического труда: например, чтобы лучше нарисовать сцену, когда Пиноккио пытается убежать от кита, художники долго изучали повадки и движения настоящих китов. Отличные рисунки, динамичный сюжет, прекрасно подчеркиваемый музыкой, обеспечили фильму огромный успех — до сих пор «Пиноккио» наряду с «Белоснежкой» считается лучшим фильмом Диснея. Музыка к этому фильму, авторами которой были Ли Харлайн, Поль Смит и Нед Вашингтон, была награждена «Оскаром». Была также отмечена песенка «When you wish upon a star» (музыка Ли Харлайна на слова Неда Вашингтона).

Противоречивое мнения вызвала «Фантазия» (1940) режиссера Уолта Диснея по сценарию Джо Гранта и Дика Хьюмара и под музыкальным руководством Эдварда Пламба. Идея фильма возникла еще со времени работы над «Забавными симфониями», в которых фабула тесно переплеталась с музыкальными произведениями. «Фантазия» — это смелый эксперимент со звуком, цветом и изображением, попытка передать музыку в линии и цвете, подчиняя рисунок музыкальному контексту. Например, токката и фуга Иоганна Себастьяна Баха показаны в виде абстрактных форм, а музыка из балета Чайковского «Щелкунчик» сопровождается танцем грибов; на фоне «Праздника весны» Игоря Стравинского разворачивается красочный сюжет сотворения мира. Наиболее безвкусным фрагментом фильма критики называли сцену, когда под звуки «Пасторальной симфонии» Бетховена на экране появляются кентавры. И только в 1960-х годах «Фантазия» получила признание — когда такие произведения стали массово пропагандировать популярную музыку.

В «Фантазии» среди других персонажей появляется мышонок Микки Маус, хорошо знакомый по ранним фильмам Диснея. Перед съемкой «Фантазии» Дисней вместе с дирижером Леопольдом Стоковским снял ленту «Ученик чародея» с Микки Маусом в роли незадачливого ученика. В основу этого мультфильма легло музыкальное произведение Поля Дюка с тем же названием.

Полнометражные фильмы, выходившие из стен диснеевской студии, часто называют семейными. В частности, речь идет о фильме «Дамбо» (1941) — музыкальном рассказе по мотивам книги Хелен Эберсон и Гарольда о маленьком цирковом слоненке, который научился летать (продюсер — Уолт Дисней, режиссер — Бен Шарпстин). Динамичные забавные приключения, построенных на безудержной фантазии авторов, великолепная пластика рисованных персонажей — все это принесло фильму огромную популярность. Знаменитыми стали сцены парада розовых слонов, а также фантазии слоненка, выпившего бокал шампанского.

Огромную симпатию детей и взрослых завоевал и олененок из фильма «Бэмби» (1942), который вместе со своими лесными друзьями переживает множество невероятных приключений. Олененок Бэмби — один из наиболее симпатичных героев фильмов Диснея.

В 1950 году Дисней создал рисованную версию сказки «Золушка» о скромной, прекрасной девушке, которая с помощью доброй феи становится невестой прекрасного принца. Режиссерами фильма «Золушка» были Уилфред Джексон, Гамильтон Ласки, Клайд Джероними. В фильме о Золушке, снятом Диснеем, были использованы последние технические достижения анимации того времени. Среди самых замечательных сцен стоит назвать ту, когда мыши, толкающие огромную тыкву, превращаются в великолепных скакунов, запряженных в карету, а добрая фея превращает лохмотья Золушки в прекрасное бальное платье. За прекрасное техническое мастерство фильм на Берлинском кинофестивале был награжден «Золотым медведем», а создатели ленты снова по-хозяйски распорядились популярностью рисованных персонажей: диснеевская Золушка появилась на футболках, постельном белье и платочках во многих странах мира.

Три режиссера, снявшие «Золушку», на киностудии Уолта Диснея создали в 1953 году новый шедевр — фильм «Питер Пэн» по книге сэра Джеймса Барри. За этим полнометражным мультфильмом последовали такие знаменитые ленты, как «Леди и бродяга» (1955), «Спящая красавица» (1959) и «Сто один далматинец» (1961), ставшие классикой мультипликационного кино.

Мультфильм «Красавица и Чудовище» стал первым мультфильмом, выдвигавшимся на премию Оскар как "Лучший фильм года". В 1948 году Уолт Дисней начал снимать свою знаменитую серию цветных образовательных фильмов, главным образом о природе — в частности, картины «Живая пустыня» (1953) и «Исчезающая прерия» (1954), режиссером которых был Джеймс Элгар. Эти фильмы завоевали большую популярность, раскрывая малоизвестные стороны жизни животных и растений, а также внушая зрителям идеи сохранения живой природы.

Тогда же на диснеевской студии стали снимать игровые приключенческие фильмы, рассчитанные на юного зрителя — в числе наиболее примечательных можно назвать «Остров сокровищ» (1950) по повести Роберта Льюиса Стивенсона (режиссер Байрон Хаскин), «Робин Гуд» (1952) (режиссер Кен Аннакин). Одной из лент, снятых Диснеем, была знаменитая «Мэри Поппинс» (1964) — кинофантазия, снятая в жанре мюзикла о детях, доверенных няне-волшебнице. Исполнительница главной роли Джули Эндрюс получала «Оскар» за лучшую женскую роль, а сам мюзикл был награжден пятью «Оскарами» (режиссер Роберт Стивенсон). Во всех этих фильмах Дисней выступал как продюсер, следил за ходом съемок и оказал большое влияние на художественную сторону фильмов.

В 1950-е годы студия Диснея расширила свою деятельность: еженедельно стала готовить развлекательные телепрограммы «Диснейленд», а в 1955 году в Анахейме, под Лос-Анджелесом, был открыт развлекательный комплекс с аттракционами «Диснейленд-парк», где дети, окруженные персонажами из любимых диснеевских мультфильмов, попадали в атмосферу незабываемого праздника. Позднее эта удачная идея была тиражирована: в 1971 году в Орландо на Флориде появился «Мир Диснея», а в 1992 году около Парижа открыт Евродиснейленд.

До 2010 года The Walt Disney Company владела кинокомпанией Miramax Films (она вместе со своей коллекцией фильмов была продана за $660 млн группе инвесторов во главе с Рональдом Тьютором). При этом Walt Disney купила киностудию в 1993 году у братьев Вайнштейнов за $80 млн, но в последние годы Miramax была финансово несостоятельна.

После смерти Диснея

Уолт Дисней умер 15 декабря 1966 года. Однако начатое им дело продолжается, и киностудия Уолта Диснея по-прежнему снимает анимационные и игровые фильмы для детей всех возрастов.

Приёмы

В работах Диснея использовалась широко распространённая в тот период покадровая, или мультипликационная съёмка — это съёмка на пленку отдельных неподвижных фаз (моментов) движения, выраженных в рисунке. Последовательная проекция этих изображений на экран со скоростью 24 кадра в секунду создает иллюзию движения, эффект «одушевления» персонажей. Это титанический труд, ведь для фильма необходимо было вручную сделать огромное число рисунков. Например, длящийся 25 минут фильм «Гибель „Лузитании“» (1918) Уинзора Мак-Кея состоял из 25 тысяч рисунков.

Начиная с «Пароходика Вилли» в лентах Диснея важную роль начинает играть музыка. Звук в его фильмах служит не только фоном для диалогов, а становится их важной составной частью, музыкальным фоном, создавая гармонию всего рисованного произведения. Начало было положено знаменитой сценой из «Пароходика Вилли», когда мышонок Микки Маус использует других животных как музыкальные инструменты —- например, кошачий хвост в роли струны.

«Белоснежка и семь гномов» — результат напряжённого трехлетнего труда 570-ти художников, которые на основе точных эскизов каждый год создавали свыше миллиона рисованных кадров. Для ускорения работы Дисней решил оптимизировать труд мультипликаторов: одна группа (ведущие художники) делала предварительные эскизы сцен (например, когда Белоснежка кружится в вальсе), для пояснения замысла они делали три начальных рисунка и передавали большой группе аниматоров-фазовщиков, которые уже развивали идею и доводили сцену до совершенства, кропотливо создавая все фазы покадрового движения. Сцена возвращения семи гномов домой, которая длится одну минуту, потребовала труда пятерых художников в течение полугода. Это было вызвано тем, что у каждого из гномов была своя особая, индивидуальная манера передвигаться. Благодаря этому зритель легко мог отличить Плаксу от Чихающего, Грубияна от Робкого, Умника от Торопыжки, а их всех — от Ротозея.

Художники Уолта Диснея, перед тем как рисовать животных, всегда тщательно изучали повадки их живых прототипов. Поэтому, несмотря на сказочный сюжет, все движения на экране крайне правдоподобны. Примером такого подхода могут служить рисованные зверушки в фильме «Пиноккио».

В «Фантазии» Уолта Диснея впервые на широком экране появляется стереозвук. Все отмечали высокое качество музыкального сопровождения этого фильма, которое было записано в исполнении Филадельфийского симфонического оркестра под руководством Леопольда Стоковского. Фильм состоял из 8-ми частей, каждая из которых — новое музыкальное произведение, новые персонажи и видеоэффекты.

B 1932 году американские инженеры Иосиф Артур Белл и Джордж Альфред Митчел сконструировали камеру с трёхцветной пленкой «Technicolor». В ней на негативе одновременно запечатлевались три основных цвета (красный, синий и жёлтый). Одним из первых режиссёров, который начал использовать эти камеры, был Уолт Дисней — в первом цветном мультфильме «Цветы и деревья» (1932). Дисней смог добиться эксклюзивного контракта с «Technicolor», который обязывал других мультипликаторов (таких как Мак Флейшер и ушедший к тому времени от Диснея Аб Айверкс) использовать в цветных фильмах два цвета а не три, либо работать в двухцветной системе Cinecolor. Такие условия на долгое время избавили студию Диснея от конкуренции и утвердили за ней звание флагмана анимационного производства.

Каждой очередной диснеевской премьере сопутствовали заранее подготовленные афиши, как, например, к мультфильму «Золушка».

В мюзикле «Мэри Поппинс» в некоторых сценах игра актёров была совмещена с мультипликацией.

Режиссёрский стиль

Начиная с «Пароходика Вилли» в лентах Диснея важную роль начинает играть музыка. Звук в его фильмах служит не только фоном для диалогов, а становится их важной составной частью, музыкальным фоном, создавая гармонию всего рисованного произведения.

Художники Диснея, перед тем как рисовать животных, всегда тщательно изучали повадки их живых прототипов. Поэтому все движения на экране крайне правдоподобны.

В «Фантазии» Уолта Диснея впервые на широком экране появляется стереозвук. Все отмечали высокое качество музыкального сопровождения этого фильма, которое было записано в исполнении Филадельфийского симфонического оркестра под руководством Леопольда Стоковского.

Дисней одним из первых режиссеров начал использовать камеры с трехцветной пленкой «Technicolor».

На студии Уолт Дисней ввёл систему премирования аниматоров, позже принятую на других студиях, в том числе и на Союзмультфильме. Художник-аниматор, предложив трюк режиссёру, получал небольшое вознаграждение.

Личная жизнь

В июле 1925 года женился на секретаре его студии Лилиан Боундс (1899—1997). В 1933 году у них родилась дочь Дайана Мэри (пара в течение 8 лет пыталась завести ребенка, предыдущие две беременности закончились выкидышами, причинив много страданий Уолту и Лилли). Не имея возможности родить второго ребенка, в 1937 году супруги удочерили маленькую девочку, дав ей имя Шэрон Мэй Дисней (1936—1993).

Дайана Мэри Дисней — мать семерых детей, автор популярной биографии Уолта Диснея, организатор нескольких проектов, связанных с его именем, один из руководителей «The Walt Disney Company», основатель музея Уолта Диснея в Сан-Франциско (открыт в октябре 2009 года). По словам Дайаны, Уолт Дисней был примерным семьянином, посвящал семье все свободное от работы время, часто гулял с дочками и именно во время этих прогулок ему пришла в голову идея создать такое место, где было бы интересно и взрослым, и детям. Впоследствии таким местом стал Диснейленд.

Избранная фильмография

Награды и премии

Кинопремии «Оскар»

  • 1932 — «Оскар» за создание Микки-Мауса
  • 1933 — Лучший короткометражный мультфильм — Цветы и деревья/Flowers and Trees (1932)
  • 1934 — Лучший короткометражный мультфильм — Три поросенка/Three Little Pigs (1933)
  • 1935 — Лучший короткометражный мультфильм — The Tortoise and the Hare (1934)
  • 1936 — Лучший короткометражный мультфильм — Three Orphan Kittens (1935)
  • 1937 — Лучший короткометражный мультфильм — The Country Cousin (1936)
  • 1938 — Лучший короткометражный мультфильм — The Old Mill (1937)
  • 1939 — Лучший короткометражный мультфильм — Ferdinand the Bull (1938)
  • 1939 — за Белоснежку и семь гномов (1937; Дисней получает одну полноценную статуэтку Оскара и семь маленьких, по числу гномов)
  • 1940 — Лучший короткометражный мультфильм — Гадкий утенок/The Ugly Duckling (1939)
  • 1942 — Лучший короткометражный мультфильм — Lend a Paw (1941)
  • 1942 — за вклад в улучшение качества звука в кино — Фантазия (1940) (совместно с Уильямом Гэрити и Джоном Хоукинсом)
  • 1942 — премия им. Ирвинга Тальберга
  • 1943 — Лучший короткометражный мультфильм — Der Fuehrer’s Face (1942)
  • 1949 — Лучший короткометражный фильм — Seal Island (1948)
  • 1951 — Лучший короткометражный фильм — Beaver Valley (1950)
  • 1952 — Лучший короткометражный фильм — Nature’s Half Acre (1951)
  • 1953 — Лучший короткометражный фильм — Water Birds (1952)
  • 1954 — Лучший документальный фильм — Живая пустыня (1953)
  • 1954 — Лучший документальный фильм — The Alaskan Eskimo (1953)
  • 1954 — Лучший короткометражный фильм — Toot Whistle Plunk and Boom (1953)
  • 1954 — Лучший короткометражный фильм — Bear Country (1953)
  • 1955 — Лучший документальный фильм — Исчезающая прерия (1954)
  • 1956 — Лучший документальный фильм — Men Against the Arctic (1955)
  • 1959 — Лучший короткометражный фильм — Grand Canyon (1958)
  • 1969 — Лучший короткометражный фильм — Winnie the Pooh and the Blustery Day (1968) — посмертно

«Золотой глобус»

  • 1948 — Бэмби — за версию фильма на хинди
  • 1953 — Премия им. Сесиля де Милля
  • 1954 — Живая пустыня
  • 1955 — Davy Crockett в сериале «Disneyland»
  • 1956 — Клуб Микки Мауса

«BAFTA»

Награды Каннского кинофестиваля

  • 1000 — Лучший анимационный фильм — Make Mine Music (1946)
  • 1953 — за вклад в признание фестиваля

David di Donatello

Directors Guild of America

  • 1955 — Honorary Life Member Award

Золотой экран

  • 1969 — Книга джунглей (1967) — посмертно

Laurel Awards

  • 1958 — Golden Laurel — лучшему продюсеру (2-е место)
  • 1959 — Golden Laurel — лучшему продюсеру (3-е место)
  • 1960 — Golden Laurel — лучшему продюсеру (2-е место)
  • 1961 — Golden Laurel — лучшему продюсеру
  • 1962 — Golden Laurel — лучшему продюсеру
  • 1963 — Golden Laurel — лучшему продюсеру
  • 1964 — Golden Laurel — лучшему продюсеру
  • 1965 — Golden Laurel — лучшему продюсеру
  • 1966 — Golden Laurel — лучшему продюсеру
  • 1967 — Golden Laurel — специальный приз, посмертно

Montreal World Film Festival

  • 1999 — Grand Prix Special des Amériques — за исключительный вклад в киноискусство, посмертно

Motion Picture Screen Cartoonists Awards

  • 1987 — специальный приз в честь 50-летия «Белоснежки и семи гномов», посмертно

New York Film Critics Circle Awards

Венецианский кинофестиваль

  • 1934 — Лучший анимационный фильм — Funny Little Bunnies (1934)
  • 1935 — Лучший анимационный фильм — The Band Concert (1935)
  • 1936 — Лучший социально-политический фильм — Il cammino degli eroi (1936); также отмечен мультфильм Who Killed Cock Robin? (1935)
  • 1938 — приз за «Белоснежку и семь гномов»
  • 1950 — специальный приз за «Золушку» и документальный фильм «In Beaver Valley»

Награды «Эмми»

  • 1956 — лучший продюсер

Annie Awards

  • 1975 — награда им. Виндзора МакКея, посмертно

Голливудская аллея славы

Уолт Дисней имеет звезды эмблемы на Аллее славы: одна за вклад в киноискусство, другая — за развитие телевидения.

Ссылки

Комментарии

Вконтакте Facebook
Мировое искусство Rambler's Top100 Powered by MediaWiki
Последнее изменение страницы: 11:43, 13 мая 2011.
[GNU FDL] [Источник]

© vseokino.ru 2006—2020

Новые материалы

Справка

Контакты