Личные инструменты

Бюджет
?? млн.
Год
Оцените фильм
Рейтинг: 4.00 / 5 ( 2 голосов)

«2010» (англ. 2010), также называемый 2010, «2010: год, когда мы установили контакт» и Космическая одиссея 2010 годапродолжение культового научно-фантастического фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», снятое в 1984 году режиссёром Питером Хаймсом. Фильм является экранизацией второй книги Артура Кларка из серии «Космическая одиссея» — «Одиссея два».

Содержание

Сюжет 1

Осторожно!  Возможны спойлеры.

Советско-американская космическая экспедиция отправляется на поиски космолета "Дискавери", потерпевшего аварию а районе Юпитера. Ее участники должны выяснить, почему космолет был покинут экипажем. Продолжение выдающегося фильма "2001: Космическая одиссея". Замечательные спецэффекты. "Оскарные" номинации за костюмы, работу художников, звук, визуальные эффекты и грим. (М. Иванов)

(Источник описания: http://film.ru)

Сюжет 2

Осторожно!  Возможны спойлеры.

События фильма происходят через девять лет после таинственного провала миссии космического корабля «Дискавери». Американцы пытаются понять проблемы, вызвавшие неполадки на «Дискавери», и причину исчезновения Боумэна, а также, если это будет возможно, исследовать остатки аппарата и находящийся на околопланетной орбите Юпитера монолит. Однако они не обладают достаточными возможностями для самостоятельного решения этих задач и обращаются за помощью к Советскому Союзу, разработавшему революционно новые двигатели для космических кораблей. СССР и США формируют совместную экспедицию, которой предстоит отправиться к Юпитеру на борту советского корабля «Алексей Леонов». Помимо прочих, в состав международного экипажа входят Хейвуд Флойд (персонаж из «Космической одиссеи 2001 года»), создатель суперкомпьютера HAL 9000 доктор Чандра, американский военный инженер Вальтер Курнов и советские космонавты Максим Брайловский, Ирина Якунина и Таня Кирбук. Достигнув Юпитера, на спутник планеты Европу с «Алексея Леонова» отправляют исследовательский зонд, оснащённый новейшим оборудованием. Зонд фиксирует движение некой крупной формы жизни под толстым слоем льда, покрывающим поверхность планеты. Однако зонд уничтожается вспышкой света при первой же попытке сфотографировать таинственный объект. «Дискавери» обнаруживается заброшенным на орбите другого Галилеевого спутника Юпитера — Ио. Вследствие вулканической активности на Ио корабль покрыт толстым слоем серы. Экипаж «Леонова» очищает его от наслоений, и Брайловский с Курновым получают возможность возвратить «Дискавери» в рабочее состояние. В результате, доктор Чандра вновь активизирует HAL 9000, чтобы обнаружить в его базе данных информацию о происшествиях на корабле. На орбите Юпитера открыт большой чёрный монолит, аналогичный изображённым в «Космической одиссее 2001 года». Отдалённые снимки не позволяют изучить его природу, и Максиму Брайловскому приходится направиться вплотную к объекту, повторяя ошибку Боумэна. Когда Максим приближается к монолиту, из последнего вырывается всплеск энергии, по всей видимости, уничтожающий капсулу Брайловского. Следует учитывать, что данный эпизод введён в фильме, в книге же Максим остаётся в живых в финале. Затем следуют сцены с участием Дэйва Боумэна, превращённого четвёртым монолитом в «дитя звёзд». Одно из его воплощений появляется на Земле, вступая в контакт со старыми знакомыми. Например, он обращается к своей вдове с экрана телевизора. Затем его воплощение предстаёт перед Флойдом на «Дискварери», предупреждая о необходимости покинуть орбиту Юпитера в течение двух дней. Флойд интересуется, что может случиться в противном случае, на что дух его коллеги отвечает «Что-то чудесное». Между тем, происходит эскалация напряжения в отношениях Советского Союза и Соединённых Штатов. Американским астронавтам приказано оставить борт корабля «Алексей Леонов» как «вражескую территорию» и перейти на «Дискавери». Однако вскоре случается событие, заставляющее советских и американских космонавтов забыть былые невзгоды: телескопы на «Леонове» устанавливают, что ранее появившееся Большое чёрное пятно в атмосфере Юпитера на самом деле является не ураганом, а скоплением монолитов, количество которых увеличивается в геометрической прогрессии. Оказывается, что ни «Алексей Леонов», ни «Дисквавери» не смогут доставить свои экипажи на Землю в одиночку, если они будут запущены в спешном порядке. Поэтому экипаж советского корабля и Флойд создают план спасения, в котором американскому аппарату предстоит сыграть роль стартового ускорителя «Леонова», на который планируется эвакуировать обе команды. Однако в таком случае «Дисквавери» и HAL 9000, управляющий им, останутся скованными на орбите Ио, не имея достаточно горючего для дальнейшего перелёта. Доктору Чандре предстоит убедить HAL в опасности, нависшей над людьми на борту обеих кораблей, и предотвратить поведение компьютера, наблюдавшееся в 2001. В конце концов, HAL соглашается пожертвовать собой ради спасения людей на «Леонове». Покидая орбиту Юпитера, экипаж «Леонова» наблюдает, как монолиты опоясывают всю планету. В конечном итоге, они увеличивают плотность планеты до такой степени, что поднявшиеся давление и температура делают возможным начало процесса термоядерного синтеза на планете-гиганте. Юпитер превращается в малую звезду. Фильм представляет фотографии известных мест Земли с двумя солнцами на небе. Как следует из монолога Флойда, это чудесное событие заставляет лидеров двух враждующих в «холодной войне» сверхдержав — СССР и США — прекратить противостояние и заключить мир. Когда «Леонов» направляется к Земле, HAL приказано передавать сообщение следующего содержания: «Все эти миры ваши, за исключением Европы. Не пытайтесь высадиться там. Используйте их вместе. Используйте их в мирных целях». В финале картины изображается преобразование Европы из безжизненной ледяной пустыни в цветущие джунгли. В последних кадрах представлен стоящий посреди озера на Европе монолит, ожидающий зачатки разумных форм жизни.

В ролях

Награды

Интересные факты

• Хотя ни Стэнли Кубрик, снявший «Космическую одиссею 2001 года», ни Артур Кларк, написавший «Одиссею два», не принимали непосредственного участия в съёмках фильма, его создатели нашли оригинальный способ отдать должное творцам первого фильма. Стэнли Кубрик изображен в «2010» в образе советского премьера, а Артур Кларк представлен в образе американского президента. Вместе они появляются в одной из сцен фильма на фотографии, размещённой на обложке журнала. Кроме того, Кларк сыграл эпизодическую роль мужчины, сидящего на скамье близ Белого дома.
  • Согласно сюжету фильма, космический корабль «Алексей Леонов» первоначально предполагалось назвать в честь космонавта №2 Германа Титова. Название было изменено, поскольку Титов каким-то образом «потерял покровительство руководства». В этом контексте странным представляется то, что двигатели «Леонова» носят имя Андрея Сахарова, находившегося в оппозиции к советскому режиму с конца 60-ых.
  • Роль доктора Владимира Руденко в фильме исполнил Савелий Крамаров, эмигрировавший в США в 1981.
  • Дизайн «Леонова» в фильме повлиял на изображение многих космических аппаратов в кинофантастике. Например, в телесериале «Вавилон-5» по образцу «Леонова» спроектированы военные корабли класса «Омега».
  • В фильме Хейвуд Флойд работает на персональных компьютерах Macintosh и Apple IIc. Это один из первых случаев изображения в игровом кино продукции корпорации «Apple».

Различия между фильмом и романом

• В фильме отсутствует представленная в романе сюжетная линия, повествующая о китайском аппарате «Цянь» («Цзянь»), высадившемся на Европе ещё до прибытия «Леонова». Таким образом, из фильма вычёркивалась роль КНР как третьей сверхдержавы.
  • Также в фильме отсутствует повествование об исследовании Боумэном спутников Юпитера и обнаружении примитивных форм жизни подо льдом Европы и в атмосфере самого Юпитера.
  • В романе говорится о шриланкийском происхождении доктора Чандры, чьё полное имя звучит как Шивашубраманиан Чандрашегарампиллаи. В фильме роль доктора Чандры исполняет типичный светлый американец (Боб Балабан).
  • В романе в качестве участника экспедиции присутствует советская женщина-космонавт Ксения Марченко, заменившая травмированную Ирину Якунину. В фильме Ирина Якунина остаётся в составе экипажа «Леонова», однако на неё перенесены отдельные черты характера Марченко.
  • В романе доктор Руденко — женщина по имени Екатерина, а не мужчина по имени Владимир.
  • В романе фамилия Тани звучит как Орлова, а не Кирбук.
  • В романе отсутствуют упоминания о подробном изучении юпитерского монолита, а Максим Брайловский остаётся в живых.
  • В романе упоминаются браки между Максимом Брайловским и Ксенией Марченко, а также Екатериной Руденко и Вальтером Курновым. В фильме какие-либо романтические отношения на борту «Леонова» отсутствуют.

Рецензии