Личные инструменты
Поделиться ссылкой:
 
Реклама:

Гражданин Кейн (фильм, 1941)

Материал из Все о кино

Перейти к: навигация, поиск
Гражданин Кейн
Citizen Kane

Citizen Kane 1941 movie.jpg
Режиссёр
В главных
ролях
Джозеф Коттен
Дороти Камингор
Агнес Мурхед
Рут Уоррик
Рэй Коллинз
Эрскин Сэнфорд
Эверетт Слоун
Уильям Оллэнд
Пол Стюарт
Джордж Кулурис
Фортунио Бонанова
Гас Шиллинг
Хэрри Шэннон
Орсон Уэллс
Питер Аллен
Ричард Баэр
Чарльз Беннетт
Том Коулман
Джин Куган
Джино Коррадо
Джек Кертис
Маргарет Дэвис
Тим Дэвис
Роберт Дадли
Джек Игэн
Эдит Эвансон
Рэй Флинн
Луиз Франклин
Джек Гаргэн
Джимми Грант
Джесси Грэйвз
Хэрри Харрис
Сэм Харрис
Хэрри Джонс
Майк Лэлли
Эллен Лоуи
Людвиг Лаури
Джеймс Т. Мэк
Херман Джей Манкевич
Микки Мартин
Джон МакКормэк
Э.Дж. Миллер
Филип Моррис
Джек Мортон
Луис Нато
Артур О'Коннелл
Джек Рэймонд
Сэм Райс
Дон Робертс
Джордж Роджерс
Бенни Рубин
Эдвард Райан
Джек Райан
Уолтер Сэнди
Джек Санторо
Джордж Шервуд
Рой Смит
Ральф Стайн
Лэндерс Стивенс
Джек Тэйлор
Норман Тэйлор
Карл Томас
Грегг Толэнд
Тим Уоллес
Кен Уивер
Чарльз Уэст
Ларри Уильямс
Ричард Уилсон
Роланд Уинтерс
Оператор
Длительность
119 мин.
Бюджет
$686 033
Страна
Год
Оцените фильм
Рейтинг: 5.00 / 5 ( 2 голосов)

«Гражданин Кейн» (англ. Citizen Kane)

Содержание

Сюжет 1

Осторожно!  Возможны спойлеры.

Фильм об истории репортера, которому поручено выяснить подробности биографии недавно умершего газетного магната Кейна.

(Источник описания: http://kinopoisk.ru)

Сюжет 2

Осторожно!  Возможны спойлеры.

Скользя в ночном, зловещем полумраке, камера медленно фокусируется на высокой витой железной ограде с инициалом "К". За ней простирается Ксэнаду, обширное поместье одного из самых богатых в мире людей. Камера обходит это пространство — пустые гондолы, покачивающиеся в собственном озере, экзотические животные в зверинце, аккуратно подстриженные лужайки — все спит в тумане. Среди всего этого возвышается искусственно возведенная гора, на вершине которой стоит замок. Только из него исходит свет. Внутри замка умирающий человек сжимает в руках хрустальный шар с заключенной в нем зимней сценой и иллюзией падающего снега. Он произносит одно только слово "Розовый бутон" и умирает, роняя шар, разбивающийся на мелкие осколки. Так начинается легендарный "Гражданин Кейн" Орсона Уэллса. 25-летний вундеркинд, уже ставший сенсацией в театре и на радио, вошел в историю кино своим поразительным дебютом. Это краеугольный фильм по миллиону причин, не последней из которых является разнообразие используемых технических приемов — быстрые кадры, будящая воображение размытость изображения, даже некоторые приемы из немого кино. И в самом деле, ничто из предыдущего опыта кино не забыто, но в то же самое время придуманы разнообразные инновационные кинематографические приемы. Самым заметным можно назвать поразительную черно-белую съемку Грегга Толэнда с глубоким фокусом (пионером этой техники был легендарный оператор Джеймс Уонг Хауи). Визуально фильм принадлежит Толэнду, это шедевр света и тени, резкого контраста, искусно передающих сложные, зыбкие настроения уныния и редкие моменты радости, по мере того как камера и репортер ищут смысл жизни этого человека. Репортеру поручили выяснить подробности биографии недавно умершего газетного магната Кейна (его прообразом в жизни послужил Уильям Рэндолф Херст). Уэллс утверждал, что большая часть превосходно написанного сценария принадлежит его перу, но часть изобретательных, остроумных и незабываемых сцен и диалогов скорее всего была написана сценаристом Херманом Манкевичем, братом Джозефа, известного режиссера, продюсера и сценариста. Тем не менее, вклад Уэллса как режиссера и продюсера внушает уважение, граничащее с преклонением. Хроника жизни Кейна сложена из комбинации крайне драматических эпизодов и хроники новостей — срезов жизни, составляющих лоскутное одеяло биографии. Фильм настолько плотно скомпанован, что нельзя выкинуть ни одной из сцен, являющихся частью головоломки. А ведь репортер Джерри (Уильям Оллэнд) имеет пять версий жизни миллионера. В конце картины репортеры собираются в поместье Кейна и идут через склад, который расчищают от бесконечных рядов мебели и ящиков, содержащих приобретения Кейна. По мере того как они идут в темную глубину, кадр сверху высвечивает разношерстную коллекцию игрушек, рисунков и статуэток. Медленно осматривает камера горы собственности Кейна и, наконец, подходит к пылающей печи, в которую рабочие швыряют все, что им кажется мусором. Один из них поднимает санки — те самые, на которых Кейн катался в Колорадо мальчишкой — и бросает в огонь. Камера цепко замыкается на санках, охваченных пламенем, и зритель видит надпись: "Розовый бутон" — за миг до того, как огонь пожирает буквы. Затем камера выходит на улицу, мы видим замок, высокую трубу, из которой клубами уходит в ночное небо утерянная юность Кейна. Камера отходит от здания, завершая фильм кадрами железной ограды. "Гражданин Кейн" оказал влияние на бесчисленное множество кинематографистов и определил вкусы зрителей всего мира. Это памятник кинематографии, шедевр Уэллса, одного из величайших творцов в мире кино. Его никогда не забудут. (М. Иванов)

(Источник описания: http://film.ru)

Сюжет 3

Осторожно!  Возможны спойлеры.

Магнат Чарльз Фостер Кейн умирает в своем доме, пробормотав про себя перед смертью только одно слово «Rosebud» (Розовый бутон). Газеты и кинохроника сразу же подхватывают это событие, и на протяжении двенадцати минут перед зрителем предстаёт в кратком изложении жизнь Ч. Ф. Кейна. В частности становится известно, что он был коммунистом, фашистом, американцем, был замешан в двух войнах, в конце жизни парализован, построил замок Ксанаду, был дважды женат (оба раза неудачно), также неудачно баллотировался в губернаторы. Автор этой новостной короткометражки (которую в то время как сегодня новости на ТВ, показывали в кинотеатрах) просит журналиста Томпсона найти изюминку, а именно — выяснить, почему Кейн произнес эти загадочные слова. И начинается недолгое странствие корреспондента по местам и встречи с соратниками, которые что-либо знали о Кейне. Первый человек — спившаяся Сьюзен Александр (вторая жена Кейна) посылает Томпсона. Затем показывается дневник Тэтчера, который спецкор прочитывает в мемориальной библиотеке Уолтера Паркса Тэтчера. Здесь Томпсон также ничего не находит, но узнает много нового. В частности о саночках, которыми мальчик Кейн ударил своего наставника Тэтчера. Флэшбеки, переплетения историй, рассказы о покойном — все это и составляет сам фильм «Гражданин Кейн», в конце которого выясняется, что «Розовый бутон» — это надпись на тех ностальгических саночках, которых лишили Чарльза Ф. Кейна. Саночки сгорают в огне, как и все остальные вещи умершего Кейна. Написал сценарий к фильму не только Уэллс, но и Манкевич, и саночки — идея последнего[источник?]. С идеей о бутоне-саночках Уэллс всю жизнь был не согласен, и желал видимо оставить фильм с открытым концом и неразгаданной тайной[источник?]. Особое значение в контексте головоломок имеет сам замок Кейна «Ксанаду». Название символическое, навеяно поэмой Кольриджа «Кубла-хан»[источник?], где рассказывается о дворце, приснившемся хану и который по пробуждению он велел построить. А Кольриджу эта поэма приснилась в наркотическом бреду. Существует рассказ Борхеса о том, что дворец еще должен появиться хотя бы раз в творении будущего. Забавное предположение о том, что «Ксанаду Гражданина Кейна» — воплощение дворца Кубла-хана — таким образом, не лишено оснований (см. Сергей Кузнецов. Гражданин Кейн или Видение во Сне. (Ксанаду как метафора))

(Источник описания: http://hitchcock.ru)

Кадры из фильма

В ролях

Награды

  • Оскар (1942 год)
    • Награда: Лучший оригинальный сценарий
    • Номинация: Лучший фильм
    • Номинация: Лучшая мужская роль (Орсон Уэллс)
    • Номинация: Лучший режиссер (Орсон Уэллс)
    • Номинация: Лучшая работа оператора (ч/б фильмы)
    • Номинация: Лучшая работа художника (ч/б фильмы)
    • Номинация: Лучший звук
    • Номинация: Лучший монтаж
    • Номинация: Лучший саундтрек к драматическому фильму
  • Natonal Board Of Review, USA (1941) — Лучший фильм
  • New York Film Critics Circle Awards (1941) — Лучший фильм.

Интересные факты

  • Слоган фильма: "Some called him a hero. Others called him a heel..."
  • Орсону Уэллсу было всего 24 года, когда он вместе с Херманом Дж. Манкевичем написал сценарий фильма «Гражданин Кейн»
  • До своего появления в Голливуде в 1926 году Манкевич рецензировал пьесы для журнала "The New Yorker".
  • Десятилетиями ходили споры по поводу того, какой вклад в сценарий внесли Уэллс и Манкевич. По данным различных источников, каждый из авторов выразил в сценарии свой взгляд на биографию и судьбу персонажей. Уэллс использовал в сценарии факты из своей личной жизни, Манкевич же, создавая образ Чарльза Фостера Кейна, придал ему черты Уильяма Рэндольфа Хирста, известного издательского магната. Ходили слухи, что Хирста больше всего бесило то, что в фильме ни раз упоминался «розовый бутон» (именно так, как многие утверждали, магнат называл интимные части тела своей любовницы Марион Дэвис).
  • По словам Уэллса, прототипом Кейна также были чикагский финансист Гари Фаулер МакКормик, потративший огромные средства на свою любовницу и вторую жену, польскую певицу Ганну Вальску, и один из основателей General Electric, чикагский магнат Самуэль Инсулл, построивший для своей любовницы-певицы оперный театр в Чикаго.
  • Еще во время учебы в школе Уэллс сочинил пьесу «Марш» (Marching Song), которая так и не была поставлена. В ней он поведал о том, как относятся к известному человеку разные люди, так или иначе связавшие с ним свою жизнь.
  • Манкевич написал первый вариант сценария приблизительно за шесть недель; большую часть этого времени он работал на больничной койке.
  • Картина получила восторженные отзывы кинокритиков, однако практически провалилась в прокате. Это в значительной степени объясняется тем, что Хирст запретил упоминать об этой картине в своих газетах, которые в то время составляли основную часть печатной продукции в США.
  • Сцена, в которой Кейн крушит комнату Сьюзан, была снята с первого дубля. После окончания съёмок руки Орсона Уэллса были в крови и синяках.
  • Внимательный зритель может заметить, что камера всегда смотрит на Кейна и Лиланда снизу вверх, в то время как на более «слабых» персонажей, например, Сьюзан Александр, – сверху вниз. Данную манеру съёмок Орсон Уэллс позаимствовала у Джона Форда, применившего такой подход двумя годами раннее в «Дилижансе» (1939).
  • Во время сцен, в которых Кейн покупает свою первую газету и говорит, что он станет банкротом только через 60 лет, можно увидеть, как выглядел Орсон Уэллс в возрасте 25 лет. Во всех остальных сценах на актере присутствовал грим, делавший его старше.
  • Для того чтобы придать выпуску новостей, показанному в начале фильма, зернистый вид, Роберт Уайз (монтажер) протащил пленку с отснятым материалам по каменному полу и марле, наполненной песком. Однако задумку монтажера не поняли некоторые владельцы кинотеатров, потребовав замены копий фильма из-за ужасного качества первых десяти минут.
  • Журналист, берущий интервью у пожилого Кейна, - оператор фильма Грегг Толанд.
  • Дебютный фильм Аньес Мурхэд.
  • Во время съёмок Орсон Уэллс сломал лодыжку и был вынужден на протяжении двух недель руководить съёмками фильма из инвалидной коляски.
  • По версии «American Film Institute» фильм занял первое место в списке лучших фильмов всех времен.
  • Фраза Кейна «Бутон розы» заняла 17 место в списке «100 лучших фраз в истории кино» по версии «American Film Institute».
  • Производственный номер фильма, который он получил на студии «RKO», - 281.
  • Оригинальные негативы фильма сгорели во время пожара, случившегося в 1970-х гг.
  • Один из голосов репортеров, смотрящих выпуск новостей в начале фильма, принадлежит Джозефу Коттену.
  • Алан Лэдд исполнил небольшую роль, сыграв одного из репортеров в финале фильма.
  • В одной из сцен Кейн говорит: «Не верьте всему, что слышите по радио». Это – возможная ссылка на радиопостановку Орсона Уэллса «Война миров», которую многие восприняли, как настоящий репортаж с места высадки инопланетян.
  • Изначально сцена с Чарльзом Беннеттом и «хором девушек» должна была происходить в борделе, но студия не разрешила съёмки подобной сцены. Однако данное обстоятельство никак не потревожило Осрона Уэллса, который намеренно вписал такую сцену в сценарий, для того чтобы отвлечь внимание цензоров от других элементов.
  • Практически весь актерский состав фильма состоял из актеров труппы «Mercury Theatre», которую основал Орсон Уэллс в возрасте 21 года. Данная труппа занималась радиопостановками известных литературных произведений, среди которых были «Граф Монте Кристо», «Остров сокровищ», «39 ступеней», «Авраам Линкольн», «Война миров» и др.
  • Персонаж Джозефа Коттена (Лиланд) основан на газетном критике Эштоне Стивенсе.
  • Уильям Рэндольф Хирст был настолько взбешён фильмом, что назвал Орсона Уэллса коммунистом, для того чтобы помешать выходу картины на экраны.
  • В начальной сцене фильма (после выпуска новостей) на заднем плане, среди репортеров, можно заметить Джозефа Коттена.
  • При съёмках фильма Грегг Толанд очень часто использовал линзы с просветляющим покрытием, что было в новинку для киноиндустрии того времени.
  • Кусочек оперы, на котором тренируется Сьюзан, - «Una voce poco fa» из «Il barbiere di Siviglia» Джоаччино Россини.
  • Согласно популярным слухам, Тед Тернер собирался переделать картину из черно-белой в цветную, но из-за крайне негативной реакции зрителей он отказался от своей идеи. Полемика вокруг изменения первоначального вида картины была одним из факторов, приведших к принятию новых правил при выходе фильма на видео или показе на телевидении: если фильм был изменен по сравнению с версией, шедшей в кинотеатрах, в начале обязательно должен появляться титр гласящий, что картина была изменена по сравнению с оригинальной версией.
  • Толпа, смотрящая на Кейна, когда он говорит свою речь, - это на самом деле статичная фотография. Для того чтобы придать иллюзию движения, с помощью булавок были проколоты сотни дырочек, за которыми техники всё время передвигали освещение.
  • Уже после выхода фильма, Орсон Уэллс извинился за то, как была изображена Мэрион Дейвис в роли Сьюзан Александр, сказав, Мэрион – замечательная женщина.
  • По версии «Entertainment Weekly» фильм занял 2 место в списке «Величайших фильмов всех времен».
  • В сценарии фильма присутствовала сюжетная линия, согласно которой Сьюзан Александр изменяла своему мужу, и Кейн узнавал об измене. Для данных сцен были готовы раскадровки, однако они так и не были сняты.
  • Имя мистера Бернштейна ни разу не произносится по ходу действия фильма.
  • Во время съёмок фильма Орсон Уэллс получил предупреждение от Уильяма Рэндольфа Хирста, согласно которому последний намеривался дискредитировать режиссера с помощью фотографий, на которых Орсон будет запечатлен в компании обнаженной женщины в комнате отеля. В тот день Уэллс не стал возвращаться в отель, для того чтобы избежать возможной нелицеприятной фотосессии. Однако так и неизвестно точно, была ли данная угроза правдой или вымыслом.
  • Съёмки фильма начались в конце июня 1940 года и закончились 23 октября того же года. Изначально фильм должен был выйти в прокат в феврале 1941, но из-за череды скандалов, окружавших картину, премьера была отложена до 1 мая 1941 года.
  • Персонаж «мистер Бернштейн» получил своё имя в честь опекуна Орсона Уэллса доктора Мориса Бернштейна
  • По версии журнала «Total Film» фильм занял 6 место в списке «100 величайших фильмов всех времен».
  • Соглашение, достигнутое между Орсоном Уэллсом и студией «RKO», предоставило ему неслыханную свободу для режиссера-дебютанта: он должен был написать сценарий, спродюсировать, срежиссировать и сыграть в двух фильмах для студии, при этом именно он подбирал актеров и съёмочную группу. Также у него было право на окончательный монтаж своих картин. Глава студии Джордж Шефер мог лишь остановить съёмки, если бюджет фильма превысит $500,000 (бюджет «Кейна» был перерасходован на $200,000), но никто кроме Уэллса не имел право просматривать текущий съёмочный материал.
  • Глава студии «RKO» Джордж Шефер предложил изменить название фильма с «Американца» на «Гражданина Кейна».
  • Одно из возможных названий, которые рассматривал Орсон Уэллс для своей картины, - «Джон Кью».
  • Продолжительная сцена, в которой Лиланд даёт интервью в доме престарелых, была первой сценой Джозефа Коттена, снятой для голливудского фильма. Так как Орсон Уэллс сломал лодыжку, пришлось внести изменения в съёмочный график. Изначально сцена с пожилым Лиландом должна была быть снята одной из последних. Чтобы хоть как-то помочь актеру, весь его монолог был записан на специальные карточки, которые должен был читать Джозеф. Однако из-за огромного количества грима и контактных линз он практически ничего не видел. Поэтому Коттену пришлось выучить все свои реплики всего за несколько часов.
  • Друзья Орсона Уэллса поинтересовались у него, как о последних словах Кейна мог узнать весь мир, если в момент смерти в его комнате не было посторонних. Уэллс долго не знал, что ответить, а потом сказал: «Больше никому об этом не говорите».
  • Для того чтобы отделаться от студийных боссов хотя бы в первые дни съёмок, Уэллс заявил, что съёмочная группа и актеры находятся на репетициях, когда на самом деле съёмки шли полным ходом. Уловка Орсона была раскрыта лишь только через несколько дней.
  • В начальной сцене фильма (после показа выпуска новостей) все персонажи, присутствующие в комнате, были сыграны актерами, исполнившими главные мужские роли в картине, включая Джозефа Коттена и Орсона Уэллса.
  • По словам Орсона Уэллса, обстоятельство того, что Дороти Камингор была беременна, когда начались съёмки, дало ему некоторые преимущества: например, в спорах со студией Орсон использовал данный аргумент, как подтверждение своих намерений закончить съёмки в срок. При просмотре фильма практически не возможно заметить, что Дороти беременна, т.к. она либо сидит за столом, либо одета в свободные длинные платья.
  • Для съёмок данного фильма Орсон Уэллс и оператор Грегг Толанд впервые использовали «глубокий фокус»: специальная манера съёмок, позволяющая снимать объекты на переднем, среднем и заднем планах с одновременным фокусом.

Форма и эстетика фильма

Фильм открывается показом забора и надписи «Вход воспрещен» — ими же фильм и завершается. Показ забора, между тем, неоднозначен. Во всяком случае, смонтировано три вида забора, в том числе и некая колючая проволока. Визуально этот центр — Ксанаду, а для зрителя в начале — свет в окне Ксанаду, который в течение 2-3 минут монтируется с разных ракурсов, с разного расстоянии, в том числе и в отражении в луже. Отдельно хотелось бы указать на вход медсестры. Сначала словно на экране телевизора с помехами, потом просто в отражении разбитого шара. Затем — кинохроника. Показывается веселая и «показушная» жизнь Ч. Ф. Кейна. Мастерски создается и впечатление о том, что кадры старые — 1910-20 годов, быстробегущие, с полосками на весь экран. Кейн-коммунист в устах Тэтчера. Кейн-фашист — в устах оратора на площади. Кейн -американец по его собственным словам, которые показывают нам словно в немом кино. Кинохроника специально много берет из немого кино. Кейн с Гитлером, Кейн, словно Ленин на трибуне, Кейн с первой женой на фотографии, Кейн со второй женой в кинохроникальных кадрах, разоблачение Кейна в газетах. Газеты очень важны для фильма. Это не только газета Херста «Инквайр», но и газеты, сообщающие о его смерти. Особо отметим использование Уэллсом в кадрах некоей советской газеты «Беднота» с заголовком «С. Ф. Кан величайший издатель умер». И наконец, Кейн- парализованный, снимаемый кинооператором тайком из-за деревьев, потерявший былую славу и авторитет, но сохранивший богатство. Далее показывают незамысловатый «домик в деревне», где вырастили Чарльза и отдали как долг банку. Тут уже можно заметить розовый бутон на санках, которыми мальчик ударяет Тэтчера, пришедшего забрать его в лучшие школы мира, чтобы сделать богатым. Отметим съемку снизу — этим Уэллс передает рост маленького Чарльза, который как на великана взирает на Тэтчера. Связка Бернстайна с Лилендом, между тем, произведена вербально. Если Бернстайн, узнав о том, что Лиленд находится в больнице, говорит о том, что «старость — единственная болезнь, от которой невозможно излечится», то Лиленд («Джедедайя») сетует на память — «самое страшное проклятие человека». Его картинку составляют парализованные старички позади него. Эпизоды с Геттисом, Сьюзен, Эмили и Кейном — сделаны также неправдоподобно с точки зрения содержательной части — ни один политический противник не будет предупреждать другого о том, что готовит ему подлость. Судьба жены и его ребенка — как и судьба остальных его родных — только рассказывается, а не показывается. Ни мать, ни отца не показывают с того момента, как они продали мальчика банку. Ни жену, ни ребенка вплоть до их гибели в автокатастрофе также не показывают. Смерть сына Кейна — это смерть потомства, у него нет продолжателя, о чем так часто заботятся сильные мира сего.

Когда Кейн остается совершенно один — Уэллс передает это размножением образов Кейна в зеркале, когда армия Кейна с шаром в кармане гордо шагает по залам Ксанаду. Остался только Кейн, и еще Кейн, и ещё один Кейн, везде Кейн, только Кейн, триумф и трагедия Кейна, дом Кейна…Санки, сгорающие под пронзительную музыку Херманна — постепенно тлеют и кадры сменяются чёрным дымом, словно в крематории. И замыкается фильм вновь табличкой «Вход воспрещён». Фильм об одиноком человеке и крахе его жизни закончился.

Дополнительная информация

  • Ограничения по возрасту (рейтинг MPAA): рейтинг PG
  • Премьера фильма в мире: 1 мая 1941
  • Сборы в США: $1 585 634
  • Рейтинг IMDb: 8.6/10 (130 779 голосов)
  • Рейтинг фильма на KinoPoisk.ru = 8.148 (1 166 голосов)

Рецензии

Ссылки

Это незавершенная статья о кинофильме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

Комментарии

Вконтакте Facebook
Мировое искусство Rambler's Top100 Powered by MediaWiki
Последнее изменение страницы: 17:20, 7 февраля 2010.
[GNU FDL] [Источник]

© vseokino.ru 2006—2024

Новые материалы

Справка

Контакты