Личные инструменты
Поделиться ссылкой:
 
Реклама:

Скола, Этторе

Материал из Все о кино

Перейти к: навигация, поиск
Этторе Скола
Ettore Scola

Фото
Дата рождения
10 мая 1931 (80 лет)
Место рождения
Тревико, провинция Авеллино, Италия
Гражданство
Карьера
1953 — наст. время

Этторе Скола (итал. Ettore Scola, род. 10 мая 1931) — итальянский сценарист, режиссёр, продюсер, актёр, монтажёр. Автор 89 киносценариев и режиссёр-постановщик 39 картин, многие из которых стали классикой европейского кино.

Содержание

Биография

Знаменитый итальянский режиссёр Этторе Скола родился в небольшом городке Тревико, в многодетной семье врача. Кино в городке показывали два раза в год. Привозили на грузовике и устанавливали экран на главной площади. Эти долгожданные киносеансы превращались для мальчика в настоящие праздники. Воспоминания о них навсегда оставят у него ностальгическую оскомину и со временем выльются в один из лучших его фильмов «Сплендор», где Скола вспоминал о «взлётах» и «падениях» провинциального кинотеатра и его владельца, которого к 80-м годам окончательно разоряет многоканальное телевидение.

В самом начале своей карьеры, когда одновременно с учебой на юридическом факультете Римского университета Этторе Скола поступит художником в юмористический журнал «Марк Аврелий», он лично познакомится с Федерико Феллини.

Он окончил юридический факультет университета, однако уже с 1951 года стал выступать с юморесками и скетчами в сатирических журналах и на радио. Его манил кинематограф, и в 1953 году он дебютировал как сценарист. Писал для Дино Ризи и других режиссёров, часто в сотрудничестве с Руджеро Маккари.

Как режиссёр Этторе Скола дебютировал в 1964 году с комедией «Если позволите, поговорим о женщинах». Комедия надолго осталась его любимым жанром.

Постепенно его фильмы стали более серьёзными, проявляя зрелое социальное беспокойство и поиски значительного драматического контекста. Ироничная или меланхолическая улыбка то и дело просвечивала сквозь самые серьёзные сюжеты.

В фильмах Сколы снялись наиболее интересные итальянские актеры послевоенного периода от Софи Лорен и Марчелло Мастроянни до Альберто Сорди и Витторио Гассмана.

Этторе Скола и сейчас является одним из самых уважаемых режиссёров современного европейского кино.

Наиболее значимые фильмы

Драма ревности: Все детали в хронике (1970)

История фарсовой любви к одной женщине, продавщице цветов Аделаиде (Моника Витти), сразу двух мужчин — Оресте (Марчелло Мастроянни), безработного коммуниста, и Нелло (Джанкарло Джаннини), южанина, служащего пиццерии. В этой ленте Скола добавил к социально-сатирической и эксцентрической традиции своих ранних режиссёрских работ весомую долю мрачной иронии, едкого сарказма, что позднее будет развито в одном из лучших произведений итальянского кино за всю его историю - в трагикомедии «Отвратительные, грязные, злые». Причём язвительный юмор, подчас довольно злой, относится вовсе не к несчастным героям, запутавшимся в своих интимных отношениях, а к той идиотской действительности, которая калечит людей, заставляет терять контроль над собой, срываться в неистовстве и даже покушаться на убийство. Подзаголовок «все детали в хронике» вроде бы имеет чисто сюжетное объяснение - падкая до сенсаций уголовная хроника с радостью смакует обстоятельства криминального дела на почве ревности, что интересно любым обывателям не только в Италии. Но для постановщика по-настоящему важно восстановить ретроспективно именно все подробности происшедшего, чтобы проанализировать и понять на примере частного случая раздоров двух мужчин из-за одной женщины явления более общего и общественно значимого порядка (любопытно, что сам Скола тогда принадлежал к итальянской компартии). Это первый фильм 39-летнего режиссёра Этторе Скола, который получил международную известность, особенно после показа на Каннском кинофестивале, где Марчелло Мастроянни завоевал приз за лучшую мужскую роль.

Мы так любили друг друга (1974)

Этот фильм Этторе Скола посвятил Витторио Де Сика. Это зарисовка трёх десятилетий жизни Италии, показанная сквозь фокус взаимоотношений трёх друзей, ветеранов Сопротивления (их роли сыграли Витторио Гассман, Нино Манфреди и Стефано Сатта-Флорес), влюблённых в одну женщину (Стефания Сандрелли). Каждый из них шёл по жизни своим путем. Надежды сменялись разочарованиями, а неудачи - проблеском успеха. Один стал бизнесменом. Для другого лучшим воспоминанием жизни осталась победа на телеконкурсе знатоков кино. Третий так и остался простым санитаром... Вновь свести их смогла только любовь к красавице Лючиане. Ветреная и влюбчивая, она упорхнула из объятий Антонио к Джанни, затем оказалась в руках Николы, чтобы раз и навсегда затем вернуться к Антонио. А на дворе были 50-е, потом 60-е и начало 70-х – со своими сложными переменами и новыми кинопристрастиями... Этторе Скола рассказывал о своем поколении. Драматическое и комедийное сплетаются здесь в тугой клубок дружбы, любви, обид, обещаний, правды и лжи, веры и отчаяния. Благодаря удачному драматургическому ходу, судьбы героев фильма, воспринимаются не только в контексте итальянской истории, но и истории итальянского киноискусства: на экране возникают кадры легендарных картин Де Сика, Феллини, Антониони...

Отвратительные, грязные, злые (1976)

Один из замечательных образцов «комедии по-итальянски» в её трагикомическом варианте. Этторе Скола рассказывает о жизни «отверженных мира сего», поселившихся в жалких лачугах на окраине Рима. Он не был бы самим собой, если бы горькое повествование о патриархальной семье одноглазого Джасинто (выдающаяся работа Нино Манфреди), который пытается утаить от многочисленных родственников свои сбережения, не пронизывалось комедийными, феерическими, почти пародийными сценами. Отвращение и злость перемешаны с неожиданной любовью и нежностью. Скола принимает своих героев такими, какие они есть, не желая вызвать жалость к убожеству или приукрасить отверженных для того, чтобы зрители полюбили их. В бесконечном круговороте жизни, из которого почти невозможно вырваться, единственной надеждой может быть не абстрактная вера в добрую природу человека, а во вполне конкретных детей. В тех, что заперты в клетке-яслях на пустыре, или в ребёнка, который должен родиться у их юной воспитательницы, одной из внучек Джасинто. Черный юмор этой картины служит впечатляющим доказательством правоты известной пословицы о том, что « бедность не порок, а большое свинство»: отношения между персонажами , в самом деле, далеки от того, чтобы называться человеческими. Пожалуй, это самый мрачный фильм талантливого режиссера.

Необычный день (1977)

Аллегорическое описание короткой любовной связи на фоне массового ликования римлян по случаю прибытия в город Гитлера накануне Второй мировой войны. Май 1938 года. В гости к Бенито Муссолини впервые прибывает с официальным визитом Адольф Гитлер. В этой связи вся фашистская братия отправляется в центр Рима приветствовать парадный кортеж, символизирующий нерушимую дружбу фюрера и дуче. Отправляется туда и муж одной из римских домохозяек. Скоро красавице становится скучно одной. Она использует отлучку мужа, чтобы завести знакомство с обаятельным соседом. Он - интеллектуал, душка, журналист, гомосексуалист. Им предстоит провести вместе весь этот день, который сыграет решающую роль в их судьбе. День, полный неожиданностей, открытий, новых эмоций... Марчелло Мастроянни соединил в своей блестящей актерской работе образы гея и антифашиста, чуть ли не впервые указав на логичность такого сочетания. Действительно, гомофобия и фашизм - это близнецы-братья. Что с удивлением открывает для себя ограниченная предрассудками, но открытая и милая героиня Софи Лорен.

Бал (1983)

В фильме без единого слова - средствами музыки и танца, цвета и света рассказывалась история Франции и французского кино за последние полвека: от победы Народного фронта в 1936 году - до чёрных дней нацистской оккупации. От первых послевоенных лет - до войны в Алжире. От студенческих волнений мая 1968 года - до «дискомоды» 70-х... В картине звучали популярные мелодии 30-х-70-х, среди ее персонажей то и дело возникали образы Жана Габена, Жана Марэ и других звезд французского кино. Сутенёры и фашисты, хиппи и старые девы проводят вечера в небольшом дансинге, а грохот европейской истории, изредка доносящийся с улицы, лишь на мгновения отвлекает их от вечного танца, который и есть жизнь, которая и есть танец... И даже сердечный приступ, случившийся с 52-летним постановщиком непосредственно на съёмках, не помешал ему успешно завершить этот необычный фильм. Le bal continue!

Семья (1986)

5 призов «Давид ди Донателло» - за фильм, режиссуру, сценарий, главную мужскую роль (Витторио Гассман) и монтаж, 6 «Серебряных лент» — за режиссуру, сценарий, второплановую женскую роль (Оттавия Пикколо), лучшей иностранной актрисе (Фанни Ардан), музыку (Армандо Тровайоли — поровну с Джованни Нути и Рицом Ортолани, а также лучшему продюсеру (Франко Коммиттери).

История одной итальянской семьи с 1906 до 1986 года, любовные и житейские перипетии в жизни профессора литературы Карло. Кажется, почти ничего не происходит в старом семейном доме в Риме — кто-то рождается, подрастает, сочетается браком, уходит на фронт, ищет работу, переживает личные неурядицы, включается в политические споры, вскоре вовсе о них позабыв, постепенно стареет, а потом взирает с недоумением на прошлое: а была ли жизнь?! И только многочисленные родственники, собравшиеся на 80-летие главы дома, запечатленные на очередной семейной фотографии, подтверждают своим присутствием, что с момента первого появления героя на экране еще в младенчестве прошло очень много лет — и сменилось несколько поколений. Своеобразная частная хроника XX века...

Нечестная конкуренция (2001)

Италия, Рим, Прати 30-х годов. Вся Европа заражена вирусом фашизма. У двух торговцев одеждой, еврея и итальянца, магазины стоят бок о бок. Конкуренты прибегают к разным уловкам, чтобы опередить друг друга. Но антисемитская политика Муссолини заставляет двух конкурентов по-другому взглянуть на мир вокруг себя. Вскоре, из-за новых законов, Леоне лишается возможности зарабатывать себе на жизнь. Даже у туго соображающего типичного "маленького" итальянца-конкурента в последнюю минуту пробуждается совесть. В конце концов, вместе переживая трудности фашистской оккупации, они становятся друзьями.

Награды

Номинации

Ссылки

Комментарии

Вконтакте Facebook
Мировое искусство Rambler's Top100 Powered by MediaWiki
Последнее изменение страницы: 07:16, 24 мая 2011.
[GNU FDL] [Источник]

© vseokino.ru 2006—2024

Новые материалы

Справка

Контакты